У агафона по изрубленному оспою лицу

У агафона по изрубленному оспою лицу thumbnail
1. КрасИвее, кУхонный, близкА, удОбнее, знАчимый, премирОванный, творОг (в словаре ударений) и твОрог (в большом толковом) , начатый, прибыть, километр, весела, принятый, облегчить, индустрия, мусоропровод, досыта (в словаре ударений) и досытадосыта (в большом толковом) , определена, определим, договордоговор (разг) , досуг, добела, щавель, звонит, ходатайство, насмерть, дала, завидно, диалог, каталог, алфавит, дефис, шофер
2. 1) Заглавная (Главная) роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову. ЗАГЛАВНЫЙ, Содержащий заглавие. З. лист. З-ая страница. З-ая роль (роль действующего лица, именем которого названа пьеса) . 2) Писатели-либералы очень хладнокровно (???) относились к тяжелому положению народа. 3) Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей (правил) . 4) Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью (молодостью) . Моложавый — выглядит моложе своих лет.

3. 1) Перед читателем проходит целая армада (группа) (АРМАДА Большое соединение кораблей, самолётов или танков, действующих согласованно. ) ярких представителей народа. 2) Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность (натуру) Половцевых. 3) Особенности поэтической речи лимитируются (ограничиваются) общеязыковыми нормами. 4) Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его
единомышленников прогрессирует (увеличиваетсярастет) . 5) Иллюстрации хорошо имитируют (показываютрасскрываютвоспроизводят) главные эпизоды повестей.
4. подите, завидя, шибкая

5. 1) К счастью для Чичикова, на подмогу (помощь) ему пришел капитан-исправник. 2) Вперед (Прежде всего) я хочу кратко остановиться на сюжете повести. 3) Простакова всячески (всеми способами) стращает Софью. 4) В брошюре содержались дельные (полезные) советы о том, как надлежит (необходимо) обращаться с прибором. 5) Электричка до Пушкина отправлением (которая отправляется в) 12 часов 10 минут отменяется. 6) Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку (ошибку) .

6. 1) Слух о сумасшествии Чацкого попадает (попал) на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню. — согласование времен 2) В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались (замкнулись) в темном мирке личных интересов. -\- 3) Ноздрев – большой любитель купить (покупать) и менять свои вещи. 4) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. — не герои же закрывают книгу — стилистически неверное употребление деепричастия — когда вы закрываете книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 5) Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. — тоже самое — его охватило сильное беспокойство, когда он получил письмо из деревни. 6) Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений. — тоже самое — готовя роман к переизданию, автор внес в него ряд существенных изменений (автор готовил и вносил) или когда автор готовил роман к переизданию, им был внесен в него ряд существенных изменений 7) Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку. — тоже самое — Шарапов, рискуя жизнью, заманил банду в ловушку или Шарапову, когда он рисковал жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

Источник

1. Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.

2. Простакова всячески стращает Софью.

3. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

4. В инструкции содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с электробытовым прибором.

5. К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник.

Упражнение 830: найдите в предложениях диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

— Я на конюшне или в воловне ночевать вам обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры – подите верните быков!..

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

— Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

Упражнение 831: найдите в предложениях иноязычные слова. Правильно ли они употреблены? Почему вы так думаете? Замените их, где нужно, подходящими по смыслу русскими словами. Исправленный вариант запишите.

1. Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

2. Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность Половцевых.

3. Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

4. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести.

5. Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

Упражнение 832: прочитайте предложения. Какие нормы литературного языка нарушены авторами предложений? Выделите среди предложений такие, в которых встречаются стилистические ошибки. Найдите в предложениях орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки и исправьте их. Запишите исправленные предложения.

1. Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплисневевшую жидкость.

2. Образ жизни ченовников губернского города вызывает наше негодования и презрения.

Читайте также:  Как исчезла черная оспа

3. Мальчик не ожиданно поскальзнулся. Ребята смиялись в его адрес.

4. После грозы, на ветвях деревьев блистели капли атмосферных осадков.

5. Чичиков говорит Ноздреву что я давненько не брал в руки шашек.

6. Прочетав комедию мне наглядно представились ее персонажи.

7. Пассажир спросил, принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения.

8. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд не приятностей.

Упражнение 835: закончите предложения, употребив один из синонимов, приведенных в скобках. Объясните свой выбор. В какой ситуации общения будут уместны такие высказывания? Спишите предложения.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.

2. В зависимости от конкретных усилий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении.

3. Уже в октябре совхоз стал … (отгружать, поставлять, отправлять, продавать, сдавать) зеленый лук в магазины столицы.

4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков.

5. На городском ковровом комбинате план выпуска продукции на … (этот, нынешний, текущий) год выше уровня достигнутого в …(минувший, прошедший, прошлый) году на 32 тысячи квадратных метров.

Задание на дом:параграф 184.

Упражнение 827: выберите из предложенных в предыдущем упражнении тем и напишите мини-тексты из 7-10 предложений, которые различались бы только тем, что их употребление уместно в определенной сфере человеческого общения: в быту, в официально-деловой обстановке, на научной конференции, в средствах массовой информации.

.

Источник

Речевая норма

Речевая норма – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма формируется на основе языка определенной области или города.

Например, нормы произношения современного русского литературного языка сформировались на основе среднерусских диалектов и речи жителей Москвы.

В процессе развития литературного языка происходят сдвиги в сторону диалектов, других функциональных разновидностей языка. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. В настоящее время существует тенденция к сближению норм письменной и устной речи.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется следующими признаками: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость в процессе коммуникации; 3) общественное одобрение и признание. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Стихийность связана с массовым и регулярным употреблением той или иной языковой нормы в речи носителей языка, осознанными являются процессы «узаконивания», или кодификации, сложившихся стихийно языковых норм в грамматике и в словарях. Кодификация, т. е. фиксация сложившихся в процессе общественной практики явлений, осуществляется учеными-филологами.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные совокупности грамматических норм – это орфография и пунктуация. Орфография – совокупность правил написания слов, т. е. нормы правописания. Пунктуация – совокупность правил (норм) расстановки знаков препинания. Для устной речи огромное значение имеет орфоэпия – совокупность норм литературного произношения. Эти нормы необходимы для достижения единообразия в произношении, что облегчает общение между людьми, помогает им быстрее понимать друг друга.

Языковые нормы изменяются под влиянием различных факторов и прежде всего – под влиянием изменений, происходящих в обществе: до революции на конце слов, оканчивающихся на согласный, писалась буква Ъ, после реформы орфографии эта норма перестала действовать. По старым нормам орфографии писали чорт и придти, а в 50-х гг. XX в. появились новые нормы – черт и прийти. Очень быстро под влиянием диалектов и просторечия меняются орфоэпические нормы. Вместо кулинАрия произносят сейчас кулинарИя, вместо [булошная] и [сливошный] – [булочная] и [сливочный]. Новые варианты произношения уже стали нормативными.

Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою – так, в среде образованных людей XIX в. было принято произносить некоторые фамилии с ударением на предпоследнем слоге – ИвАнов, БЫков, а в просторечии, наоборот, произносили фамилию с ударением на последнем слоге – ИванОв, БыкОв. После революции 1917 г. произношение ИвАнов стало связываться с представлением о людях из более зажиточных слоев общества, поэтому быстро устарело; ему на смену пришло более демократичное ИванОв. Произношения типа компАс или астрОном существуют под влиянием профессиональных жаргонов.

Определенные нормы существуют и в каждом функциональном стиле речи. Здесь стилистическая норма не является абсолютной, а носит относительный, вероятностный характер. Специфика функционального стиля состоит в том, что он позволяет наилучшим образом осуществить процесс коммуникации в данных типовых условиях и при данных типовых целях общения.

Например, если в бытовой ситуации человек будет пользоваться книжным языком, то окружающие могут подумать, что он либо нерусский, либо имеет социально-психологические отклонения (например, одержим манией бюрократического величия или ученой отрешенности от повседневности), либо находится в состоянии скрытой нервной напряженности. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т. п.

Читайте также:  Инфекционные болезни ветряная оспа у детей

Приведенные примеры иллюстрируют необходимость соблюдения в речи принципа коммуникативной целесообразности, согласно которому с которым формы должны соответствовать условиям и целям общения. Целесообразность определяется сознанием говорящих и пишущих людей, субъективно оценивающих объективную необходимость коммуникативных качеств хорошей речи. Если норма одинакова для всех членов языкового коллектива, то целесообразность зависит от функционального стиля речи, социальных различий, от коммуникативных задач и целей.

Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности является основой культуры речи человека.

Культура речи

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, одной из задач которой является желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная самопрезентация. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения, – иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»[8]. Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим критерии культуры речи более подробно.

1. Правильность

Правильность – это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими. В соответствии с этими нормами надо говорить, например, [што], а не [что]; квартАл, а не квАртал; поезжай, а не ехай и т. д. Но правильность только первая ступень подлинной речевой культуры.

2. Коммуникативная целесообразность

Понятие коммуникативной целесообразности высказывания уже упоминалось в данном разделе. Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.

3. Точность высказывания

В этом понятии выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь). Во втором аспекте возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «Кто-кто кое-где у нас порой…» и т. п.), смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит и т. п.).

4. Логичность изложения

Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина – следствие, сходство – различие и т. д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания являются известные фразы «В огороде бузина, а в Киеве дядька» или «Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в галошах». Нарушения логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.

5. Ясность и доступность изложения

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют».

Доступность (или доходчивость) изложения – это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все, изложенное ясно, бывает доступно для понимания каждого человека.

Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.

6. Чистота речи

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать), диалектизмы и просторечные слова (чаво, здеся и т. д.), варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, – анонс, пролонгирование и т. п.), жаргонизмы (стибрили, умотать, лафа и т. п.), вульгаризмы (бранные слова).

Читайте также:  Как в средневековье лечили оспу

7. Выразительность речи

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационной (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональной (когда слушателей заинтересовывают способ изложения, манера исполнения и т. п.).

8. Разнообразие средств выражения

Это требование выполняется, когда в речи используется большое количество синонимов, когда у говорящего или пишущего большой объем и высокая активность лексического запаса.

9. Эстетичность

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными, например говорят «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т. п.

10. Уместность

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка «В доме повешенного не говорят о веревке».

* * *

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры. Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе – осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.

Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, говорения) предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих повышению эффективности речевого общения.

Вопросы и задания

1. Расставьте ударения в следующих словах. Укажите случаи, когда оба варианта произношения являются нормативными. Найдите слова, в которых произошло изменение норм постановки ударения. За справками обратитесь к словарям.

Красивее, кухонный, близка, удобнее, значимый, премированный, грунтовой, творог, начатый, прибыть, километр, весела, принятый, облегчить, индустрия, мусоропровод, досыта, определена, определим, договор, досуг, добела, щавель, звонит, ходатайство, насмерть, дала, завидно, предмет, диалог, каталог, алфавит, дефис, шофер.

2. Найдите стилистические ошибки в приводимых предложениях. Объясните, чем они вызваны. Какой критерий культуры речи нарушен в этих предложениях?

1. Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

2. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

3. Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

4. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

3. Найдите в предложениях иноязычные слова-варваризмы. Правильно ли они употреблены? Замените их подходящими по смыслу русскими словами.

1. Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

2. Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность Половцевых.

3. Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

4. Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

5. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

4. В приведенном отрывке найдите диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

– Я на конюшне или в воловне ночевать вам не обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры – подите верните быков!..

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

– Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

(М.А.Шолохов)

5. Найдите в предложениях просторечные слова, замените их подходящими по стилю синонимами.

1. К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник.

2. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

3. Простакова всячески стращает Софью.

4. В брошюре содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с прибором.

5. Электричка до Пушкина отправлением 12 часов 10 минут отменяется.

6. Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.

6. Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

1. Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

2. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

3. Ноздрев – большой любитель купить и менять свои вещи.

4. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

5. Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

6. Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.

7. Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

[8]Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 247.

Источник