Ситуационная задача ветряная оспа

Ситуационная задача ветряная оспа thumbnail

Т1. Задача 1.У ребенка 2,5 лет диагностирована корь, типичная тяжелая форма, первый день высыпания.

Вопросы:

1. Каковы жалобы, эпидемиологические, анамнестические данные и статус должны быть у этого больного?

2. Какие лабораторные данные необходимы для уточнения диагноза?

3. Возможны ли осложнения у больного? Укажите какие?

4. Где и как Вы будите лечить больного?

Т1. Задача 2.В детском саду, в течение последних 2-х дней в трех группах, которые сообщаются между собой, четверо детей заболели корью. Одиннадцать дней назад из этого детского сада был госпитализирован мальчик с тяжелой формой кори.

Вопросы:

1. Какой срок инкубационного периода кори? Какой — у заболевших детей?

2. Какие еще есть формы заболевания? Назовите критерии тяжести кори.

3. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе?

4. Какие формы кори следует ожидать у вновь заболевших?

Т1. Задача 3. Ребенок 3-х лет, посещает детский коллектив, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до37,4°С, появления сыпи. Сыпь расположена на неизменном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул. В семье есть еще один ребенок, здоров.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз

2. Назначьте лечение

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 4. У ребенка 5 лет, который посещает детский сад, диагносцирована ветряная оспа, средней тяжести, первый день высыпания .

Вопросы:

1. Какие жалобы должны быть у этого больного?

2. Где должен лечиться ребенок?

3. Назначьте лечение

Т1. Задача 5. В группе детского сада выявлен больной ветряной оспой.

Вопрос:

1. Охарактеризуйте высыпания у этого ребенка.

2. Что необходимо делать в группе ?

Т1. Задача 6. У больного, который находился в соматическом отделении, диагностирована ветряная оспа.

Вопрос:

1. Что делать с больным ветряной оспой и другими больными, находящимися в отделении?

2. Когда больной ветряной оспой перестанет быть заразным?

4. Назовите препарат этиотропной терапии тяжелых форм.

Т1. Задача 7. В инфекционное отделение доставлен ребенок с жалобами на подъем температуры до37,2°С, единичные элементы везикулезной сыпи на коже туловища. Ребенок из детского коллектива.

Вопросы:

1. Какие анамнестические сведения необходимо знать для постановки диагноза?

2. При каких других заболеваниях могут быть аналогичные жалобы?

3. На какие симптомы необходимо обратить внимание при объективном осмотре больного.

Т1.Задача 8.Даша, 13 лет. Заболела остро, повысилась температура тела до 38,9°С, появилось недомогание, ухудшился аппетит. На 2-й день болезни температура — 40°С, кашель, заложенность носа, светобоязнь, головная боль. Объективно: кожа чистая, конъюнктива век гиперемирована, выражена инъекция сосудов склер, в зеве – разлитая гиперемия, на небе энантема, на слизистой щек в области моляров – множество плотных точечных белых образований с красным ободком слизистой. В легких – жесткое дыхание. Другие органы и системы без патологии. Клинический анализ крови: эр. – 3,5х1012/л, Нв – 130 г/л, ц.п. – 0,9, л – 4,0х109/л, СОЭ – 5 мм/час.

Девочка в первый день заболевания посещала школу.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические синдромы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Определите период болезни

4. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать заболевание в этом периоде

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 9. Ребенок Ира, 5 месяцев и ее брат 5-ти лет, который посещает детский сад, 15 дней назад имели контакт с больным «аллергической сыпью». Девочка заболела остро, повысилась температура 38-39°С, появился кашель и обильное отделяемое из носа. На 5-й день болезни температура 39,5°С, рвота, усилились кашель, катаральные явления, выражен конъюнктивит. На слизистой неба — энантема. В течение последующих 3-х дней появилась средне- и крупнопятнистая ярко-красная сыпь, сначала за ушами, затем распространилась на туловище и конечности. На 4-й день с момента высыпания появилось беспокойство, рвота, из наружного слухового прохода слева – гнойное отделяемое.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

4. Нуждается ли больная в консультации других специалистов ?

5. Назначьте диету, режим, лекарственные препараты и укажите их дозы для данной больной.

Т1. Задача 10. Укажите сроки, когда ребенок может посещать коллектив после кори перенесенной:

а) без осложнений;

б) осложненной пневмонией

Т1. Задача 11. Зоя П., 4-х лет посещает детский коллектив. Заболела остро, повысилась температура тела 37,4-38°С, появились головная боль, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов. В этот же день на лице и туловище появилась мелкопятнистая, розового цвета сыпь.

Читайте также:  Ветряная оспа группа риска

Объективно: в зеве отмечается умеренная гиперемия слизистых. На второй день болезни температура 37,5°С, состояние улучшилось, сыпь мелкопятнистая, обильная с локализацией по всему телу, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей. Заднешейные и затылочные лимфоузлы до 1,0 – 1,5 см, уплотнены. На 3-й день болезни температура 37,2°С, самочувствие удовлетворительное, сыпь мелкопятнистая, неяркая, преимущественно на ягодицах и наружных поверхностях бедер.

Ребенок, направлен на консультацию к инфекционисту.

Вопросы:

1. Какие данные анамнеза Вас интересуют?

2. Ваш предварительный диагноз?

3. С каким заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?

4. Имеются ли показания к госпитализации этой больной?

5. Какие дополнительные методы обследования Вы назначите?

Т1 Задача 12. Ребенок 5 лет, болеет 6-е сутки. Беспокоит ухудшение общего состояния, повышенная температура до 37,2°С, зудящая сыпь.

Объективно: на волосистой части головы, на лице, теле, конечностях — отмечаются полиморфные высыпания в виде розеол, папул, везикул, единичных пустул, корок, поверхностных язвочек. Ладони и стопы от высыпаний свободны.

Вопросы:

1. Сформулируйте основной клинический диагноз.

2. Какая локализация элементов сыпи имеет наибольшее значение для диагностики заболевания?

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

Т1. Задача 13. Ребенок 8 лет, имел контакт в школе в больными ветряной оспой. Заболел 01.06., диагноз «ветряная оспа» установлен 02.06. Высыпания отмечались в течение 5 дней.

Вопросы:

1. Укажите число, когда ребенок может быть допущен в школьный коллектив.

2 Укажите срок, необходимой изоляции 2-го ребенка в семье, посещающего детский сад.

Т1. Задача 14 .У восьмилетнего ребенка диагностирована корь.

Вопросы:

1. В какое отделение необходимо госпитализировать ребенка ?

2. Дайте характеристику сыпи при кори, назовите отличия ее от сыпи при краснухе.

3. Развитие каких ранних осложнений кори можно ожидать ?

4. Перечислите мероприятия в очаге кори.

Т1. Задача 15 .Ребенок трех лет, посещает детский сад, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до 37,4 º,появление сыпи. Сыпь на неизмененном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз с указанием клинической формы и степени тяжести.

2. Назначте лечение.

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?

Т1. Задача 16 .Рома, 9 лет. Жалуется на кашель, насморк, головную боль, повышение температуры до 40,5 С, светобоязнь. Болен 4-й день. Заболевание началось с кашля, насморка, повышения температуры тела до 38С. В динамике заболевания: кашель насморк и головная боль усилились, головокружение, температура повысилась до 39,9С, была повторная рвота.

Объективно: в сознании, вялый, лицо одутловатое, склерит. На коже за ушами, на лице средне – пятнистая сыпь, местами элементы сыпи сливаются. В зеве разлитая гиперемия, мягком небе — энантема. На слизистой щек величиной с маковое зерно белые пятна. 15 дней назад общался с больным корью в первый день высыпания. В возрасте 1,5 лет привит против кори, ревакцинации не имел.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Определить тяжесть заболевания.

4. В каких лабораторных исследованиях нуждается больной? Каковы ожидаемые результаты ?

5. В консультации каких специалистов нуждается больной и каковы ожидаемые результаты?

6. Назовите заболевания с которыми здесь нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету и перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

9. Назначьте профилактические мероприятия в конкретном случае.

10. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 17 .Петя 8 лет. Доставлен из санатория на 5-й день болезни с жалобами на кашель насморк, сыпь на коже, температура 37,7С. Заболевание началось с кашля, насморка, повышение температуры до 37,5 С. В динамике лихорадка сохранилась в пределах 37,5-38º С. усилились катаральные явления, на 4-й день болезни появилась на коже сыпь. Ребенок страдает ДЦП. Против кори не привит. В санаторий определен 7 дней назад, контакт с инфекционными больными не установлен, иммуноглобулин получил 3 недели назад.

Объективно: имеются признаки ДЦП, на коже лица, шеи, туловища крупная и средне-пятнистая сыпь, ярко-розового цвета, расположенная на неизмененном фоне кожи, со слиянием отдельных элементов. Конъюктива глаза гиперемирована, из носа слизисто-гнойное отделение. В зеве умеренная разлитая гиперемия, слизистая щек розовая, бархатистая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание. Другие органы без особенностей.

Вопросы:

1. Выделите ведущие синдромы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается данный больной и ожидаемые результаты.

4. В консультации каких специалистов нуждается больной?

Читайте также:  Ветряная оспа при сахарном

5. Назовите заболевания с какими нужно дифференцировать .

6. Сформулируйте окончательный диагноз

7. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

8. Назначьте профилактические мероприятия в данном случае.

9. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 18 .Марина, 7 лет, посещает школу (1-й класс). Данных о прививках нет. Госпитализирована в соматическое отделение на 2-й день заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,2 с, кашель, насморк. Получила лечение: пенициллин, димедрол, поливитамины, ингаляции. Катаральные явления усиливались, температура повысилась до 39 С. На 4-й день на лице, шее, затем на туловище появилась сыпь; на 6 – й день болезни состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 40С, появились одышка (число дыханий до 40 в 1 мин.), частый сухой кашель, жалобы на боль в грудной клетке справа, сыпь на конечностях.

Объективно: на коже лица, туловища, конечностей крупно-пятнистая сыпь, расположенная на неизменном фоне кожи, местами сливная. Более яркие элементы сыпи на конечностях, светобоязнь, катаральный конъюктивит. Дыхание через нос затруднено, зев гиперемирован, слизистая щек розовая, разрыхленная. Над легкими справа в задненижних отделах укорочение перкуторного звука, на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца ритмичны, приглушены, тахикардия.

В анализах крови : эр.- 2,9.10л, Нв – 95 гл, ц.п. – 0,85, Ле – 15,0 10л, э — 3%, п — 8%, с -50 %, м — 9%, СОЭ –29 ммчас. Анализ мочи- без патологии.

Вопросы:

1. Выделите ведущие симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Назовите результаты лабораторных исследований (анализ крови, подтверждающий диагноз).

4. В каких дополнительных исследованиях нуждается больная?

5. В консультации каких специалистов нуждается больная?

6. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больных, их дозировки.

9. Назначте профилактические мероприятия в конкретном случае (в школе, соматическом отделении).

10. Назовите другие возможные осложнения.

Т1. Задача 19 .Ребенок, 7 лет, заболел остро, с повышения температуры 38,3 С. и появления пятнисто-папулезной сыпи на коже лица, туловища, конечностей. При осмотре врачом обнаружены везикулы на волосистой части головы, единичные на груди и спине больного. На следующий день количество везикулезных элементов увеличилось, появилось несколько пузырьков в ротовой полости. Беспокоил зуд кожи. К вечеру на месте первых везикул образовались корочки.

Вопросы:

1. О каких заболеваниях должен подумать врач?

2. Охарактеризуйте везикулезную сыпь.

3. Назначьте лечение.

4. Перечислите возможные осложнения со стороны кожи и ЦНС.

5. Когда ребенок может быть допущен в детский коллектив?

Т1. Задача 20.Ребенок 3-х лет, в анамнезе 3 раза перенес ОРЗ. Болеет 3-й день: температура 38,2-37,5°С, насморк, кашель, катаральный конъюнктивит, кожные покровы без сыпи. Выявлено, что мать с ребенком 8 дней тому назад посетила семью, где один из детей был болен, у него отмечались насморк, кашель, лихорадка. Врач подозревает, что ребенок заболел корью

Вопросы:

1.Мог ли ребенок, с которым был в контакте заболевший, служить источником заражения корью?

2.На какие симптомы следует обратить внимание при осмотре ребенка с корью?

3.Укажите, где появляются первые элементы коревой сыпи?

4. Поставьте диагноз

5.Определите врачебную тактику и назначте лечение.

При повторном осмотре на 5-й день болезни состояние ребенка тяжелое: температура 38°С, выражены катаральные явления, слизистые рта чистые, зев гиперемирован, сочный, на лице, верхней части туловища – средне пятнисто-папулезная сыпь. В легких – рассеянные сухие и крупнопузырчатые, влажные хрипы. Тоны сердца учащены. Живот мягкий, стул жидкий, 2 раза.

6.Сформулируйте диагноз.

7.Какова Ваша тактика лечения больного?

Т1. Задача 21 .При осмотре ребенка с корью на 7-й день болезни, возникло подозрение на пневмонию.

Вопросы:

1.Какой антибиотик в данном случае целесообразно назначить? Укажите дозу, курс

2. Укажите, когда ребенок может быть допущен в коллектив после кори, перенесенной:

а) без осложнений?

б) с осложнениями?

3. Какие клинические проявления из перечисленных ниже не характерны для катарального периода кори?

а) гипертермия

б) рвота

в) судорожный синдром

г) вялость, плаксивость

д) насморк, кашель

е) разжиженный стул

Т1. Задача 22. Ребенку 9 лет. Заболел 2.10. Температура 39°С, насморк. 3.10 при осмотре: температура 37,5°С, небольшой ринит, катаральный конъюнктивит, гиперемия зева. На коже лица, шеи, верхней половины туловища – мелкая пятнисто-папуллезная сыпь. Увеличены заднешейные лимфоузлы. Других изменений по органам нет.

Вопросы:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какие, из перечисленных выше, симптомов дают основания для постановки данного диагноза?

3. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, следует уточнить?

4. При повторном осмотре больного 4.10. температура 37,2°С на лице, туловище, преимущественно разгибательных поверхностях конечностей и ягодицах, отмечается мономорфная пятнисто-папулезная сыпь. По органам – без изменений. Ваш окончательный диагноз?

Читайте также:  Картинки оспы у детей

5.Укажите основные клинические отличия краснухи, от легкой формы кори

а)______________, б) _____________, в) ______________, г) _______________

6. В каком периоде беременности, вирус краснухи оказывает наибольшее повреждающее действие на плод?

а) 1 — 3 мес. беременности

б) 4-6 мес. – « — « —

в) 7 — 9 мес. – « — « —

Т1. Эталоны ответов на задачи:

1 | 2 | 3 |

Источник

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы уметь установить диагноз ветряной оспы, определить клиническую форму заболевания, осложнения и назначить адекватное лечение.

Задание для самостоятельного изучения темы.

Пользуясь руководством, учебником и лекционными материалами для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1) этиология, патогенез и симптоматология ветряной оспы и ее осложнений;

2) критерии дифференциальной диагностики ветряной и натуральной оспы, а также других заболеваний с везикулезной сыпью;

3) принципы и методы лечения больных ветряной оспой;

4) объём и содержание неотложной помощи больным тяжелой (осложненной) формой ветряной оспы в медицинском пункте части.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

— пути заражения и патогенез ветряной оспы;

— синдромы и симптомы характеризующие ветряную оспу;

— клинико-лабораторные данные, подтверждающие диагноз ветряной оспы;

— основные критерии дифференциальной диагностики ветряной и натуральной оспы;

— основные осложнения ветряной оспы; их клинические признаки;

— методы и средства лечения больных ветряной оспой;

— мероприятия неотложной помощи больным крайне тяжелой и осложненной формами ветряной оспы в медицинском пункте части.

Решение ситуационных клинических задач N………..

Материалы для самостоятельной подготовки к практическому занятию по этапам диагностики и лечения. С целью уяснения ориентировочной основы действия при обследовании больных ветряной оспой проанализируйте алгоритмы, схемы и таблицы, расположенные в соответствии с поэтапным лечебно-диагностичеким поиском.

Алгоритм по диагностике ветряной оспы

Алгоритм по диагностике ветряной оспы

Примечания. Ветряная оспа возможна без синдрома общей интоксикации и лихорадки, но при обязательном наличии сыпи. Элементы сыпи могут быть единичными и локализоваться преимущественно на волосистой части головы (за ушами).

Синдром общей интоксикации чаще отсутствует в случаях абортивной формы ветряной оспы, когда папулезные элементы сыпи подвергаются обратному развитию, не доходя до стадии везикулы. Возможны другие редкие варианты течения ветряной оспы:

— пустулезная форма — везикулы сразу превращаются в пустулы с возможным последующим образованием рубцов;

— буллезная форма — появление, кроме типичной везикулезной сыпи, больших (2-3 см) дряблых пузырей с мутным содержимым;

— гангренозная форма — образование на месте везикул и пустул кожных язв с некротическим дном и подрытыми краями;

— геморрагическая форма — геморрагический характер содержимого пузырьков, кровоизлияния в кожу и слизистую оболочку, носовое кровотечение, кровавая рвота.

Вопросы для самоконтроля:

— эпидемиологические предпосылки, учитываемые при диагностике ветряной оспы;

— сроки появления сыпи у больных ветряной оспой (сколько дней она держится);

— дополнительные исследования с целью уточнения диагноза ветряной оспы;

— сроки появления у больных ветряной оспой элементов сыпи на слизистой оболочке,

— определение понятия вариолоид.

Алгоритм по определению клинической формы кори

Алгоритм по определению клинической формы кори

Дифференциально-диагностические признаки экзантемы при ветряной и натуральной оспе

Дифференциально-диагностические признаки экзантемы при ветряной и натуральной оспе

Вопросы для самоконтроля:

— «предвестниковая» или «реш» сыпь при натуральной оспе; время ее появления;

— характер температурной кривой у больных ветряной оспой в период подсыпаний новых элементов сыпи;

— последовательность и сроки превращения элементов сыпи при ветряной и натуральной оспе;

— изменения общего состояния больных в период высыпаний оспин при натуральной оспе; причины этих изменений.

Алгоритм по определению осложнений при ветряной оспе

Алгоритм по определению осложнений при ветряной оспе

Примечание: у больных ветряной оспой могут возникнуть осложнения, обусловленные присоединением вторичной инфекции: абсцессы, флегмоны, стоматиты, отиты, лимфадениты, рожа. В случаях высыпаний на слизитой оболочке гортани может развиться ларингит, иногда с явлениями стеноза гортани (ложный круп).

Вопросы для самоконтроля:

— этиология и патогенез осложнений при ветряной оспе;

— характер воспаления мозговых оболочек при менингоэнцефалите у больных ветряной оспой;

— влияние осложнений при ветряной оспе на решение военно-медицинских экпертных вопросов ВВК, ВЛК.

Схема лечения больных ветряной оспой

Схема лечения больных ветряной оспой

Примечание: при тяжелых и осложненных формах ветряной оспы (пневмония, менингоэнцефалит) перспективно применение противовирусных препаратов (ацикловир, рекомбинантные интерфероны)

Вопросы для самоконтроля:

— причина развития вторичных осложнений; методы их профилактики и лечения;

— лечебные средства, позволяющие проводить дегидратацию вещества головного мозга;

— антибиотики противостафилококкового действия.

Задание для самоконтроля

Выпишите рецепты: противостафилококковый гамма-глобулин, оксациллин, два рецепта на седативные средства.

Источник