Предупредительные меры против оспы в китае

натуральная оспа

Оспа с древних времен была сравнима с чумой по масштабам заражения и смертности.

Натура́льная или чёрная о́спа (лат. variola, variola vera) — высокозаразная вирусная инфекция. Её вызывают два вида вирусов: Variola major (летальность 20—40 %, по некоторым данным — до 90 %) и Variola minor (летальность 1—3 %), которые относятся к семейству Poxviridae, подсемейства Chordopoxvirinae, рода Orthopoxvirus. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв. Переболевшие оспой обладают стойким иммунитетом к этой болезни. Последний случай заражения оспой был зарегистрирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.

Описания историков свидетельствуют о распространении оспы в Древнем Египте (на коже фараона Рамзеса II обнаружены оспенные пустулы при обследовании мумии), Древней Индии и Китае.

Проведенные генетические исследования установили связь вируса натуральной оспы с вирусом оспы верблюжьей, поэтому принято считать что оспа перешла от верблюдов к человеку на Ближнем Востоке в начале эры, вирус мутировал, приняв опасную смертельную форму.

Эпидемия чёрной оспы впервые прокатилась по Китаю в IV веке, а в середине VI века поразила Корею. В 737 году от оспы вымерло более 30 % населения Японии(уровень смертности в густонаселённых районах доходил до 70 %).

В Индии существовала особая богиня оспы — Мариатале; её изображали в виде молодой женщины в красной одежде, обладающей весьма вспыльчивым характером — по преданию, однажды она за что-то рассердилась на своего отца и в гневе бросила ему в лицо своё золотое ожерелье, и там, где бусины коснулись кожи, появились пустулы. Памятуя об этом, верующие старались задобрить и умилостивить Мариатале, приносили ей жертвы. В Корее эпидемии оспы объясняли посещением духа, которого называли «уважаемый гость оспа». Ему ставили алтарь, куда приносили лучшую еду и вина.

Источник — Википедия

Оспопрививание

первые прививки от оспы

Предупреждение болезней было основным направлением исследований древних целителей.

Знаменитые врачеватели древности Ар-Рази и Авиценна оставили полное описание оспы. Ар-Рази упоминает способы первой вариоляции (прививание) от оспы.

Для предупреждения широко распространенной в Индии оспы с помощью хирургического ножа оспенную часть брали с вымени коровы или с руки зараженного человека и вводили в кровь другого человека, делая прокол до крови между локтем и плечом. Начиналась лихорадка, но появлялась устойчивость к болезни.

Прививание (вариоляция) в Китае проводилась в XII веке до н.э. во время эпидемии оспы. В ноздри детей вводили корочки оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, мальчикам в левую). Содержимое пустул втирали в кожу предплечья здорового человека, который, как правило, болел потом оспой в легкой форме.

На Востоке прививали оспой в первую очередь девочек, предназначенных для гарема, чтобы на их коже не осталось следов болезни.

Известно также о прививании от оспы в Африке, Скандинавских странах, а также на территории Урала и Сибири.

Факт

В Европу данная методика была впервые привезена из Турции супругой британского посла в Константинополе Мэри Уортли Монтегю в 1718 году, которая, узнав о вариоляции у турок, привила своего шестилетнего сына. В Англии, после опытов над преступниками и детьми из церковных приютов, оспа была привита семье британского короля Георга I.

В первые 8 лет в Англии оспа была привита 845 людям, из которых 17 не вынесли её и умерли. Так как натуральная оспа приводила к смертности в 10 — 20 раз больше, то вариоляция пользовалась поначалу широкой популярностью.

Однако, так как последняя иногда приводила к смерти привитых от оспы, и сама вызывала эпидемию и не всегда предохраняла перенёсших инокуляцию от последующего заражения оспой, то постепенно она вышла из употребления. Английский врач Геберден доказал в конце XVIII века, что за 40 лет применения вариоляции в одном Лондоне погибло на 25000 больных больше, чем за столько же лет до введения прививок.

Источник — Википедия

Кстати, при переносе оспы от человека к человеку передавали также «букет» сопутствующих заболеваний, к примеру сифилис. Если больной пережил оспу, то от остального часто умирал.

В конце XVIII века обнаружили, что доярки значительно реже болеют оспой после контакта с больной коровой. Поэтому для прививки стали брать пустулу оспенных телят, первым был привит мальчик Джемс Фиппс в 1796 году, он получил иммунитет и не подвергся заражению в дальнейшем при попытке привить ему человеческую оспу. Так с 1800 года прививку стали в обязательном порядке ставить солдатам и морякам, а спустя 7 лет она стала обязательной в первой стране — Баварии.

Отступление человека от образа жизни, предначертанного ему природой, явилось для него причиной множества болезней. Обожая блеск, потакая своему желанию роскоши, и любя развлечения, он окружил себя великим числом животных, которые, возможно, не были изначально предназначены быть ему товарищами… Корова, свинья, овца, и лошадь — все они, ради различных целей, находятся под его опекой и покровительством…

Не разумно ли будет предположить, что источник оспы есть заразительная материя особого рода, произошедшая от болезни лошади, и что случайные обстоятельства, снова и снова возникавшие, изменили эту болезнь так, что она обрела ту заразную и злокачественную форму, которую мы обычно видим при опустошениях среди нас?

** Э. Дженнер Исследование причин и действий коровьей оспы (1798 г.)

Прививание от оспы в наши дни.

прививка от оспы

Читайте также:  Оспа прививка что это

В РСФСР ввели обязательную прививку от оспы в 1919 году. В 1936 году больных оспой больше не было.

Однако вспышки заболеваний точечно еще наблюдались.

Московский художник Александр Кокорекин привёз болезнь из Индии в декабре 1959 года и «подарил» вместе с гостинцами любовнице и жене. Сам художник умер. Во время вспышки от него заразились 19 человек, от них — еще 23 человека. Смертью вспышка закончилась для троих. Чтобы избежать эпидемии, КГБ отследило все контакты Кокорекина и нашло его любовницу. Больницу закрыли на карантин, после чего стали вакцинировать от оспы население Москвы.

Источник История мировых эпидемий

В настоящее время в России прививка от оспы на входит в календарь обязательных, связано это с тем, что ВОЗ сообщила о полной победе над оспой, и прививка перестала быть обязательной с 1979 года.

У людей, рожденных до 1978 года, на плече наблюдаются не один рубец (от БЦЖ — прививка от туберкулеза), а два. Второй рубец — прививка от оспы. Ее ставили дважды (ревакцинация через семь лет). Третий рубец появлялся редко, т.к. уже сформировался иммунитет.

При подготовке статьи использованы материалы Е.К. Склярова, Л.В. Жарова, Т.Г. Дергоусова «История фармации», Википедия, материалы Сайтов История мировых эпидемий , Простым языком о здоровье

Было интересно? Не забудьте поставить лайк.

Подписывайтесь на Аптека.Ортопедия.Бизнес, чтобы не пропустить много полезной информации.

Похожие статьи:

Как лечили в древности: Индия

Врачи древнего мира: Индия

Боги медицины и фармации Древнего Египта

Зарождение лекарствоведения (первобытное общество)

Лекарствоведение в Древней Индии

Источник

На территории Китая человек жил уже в эпоху палеолита. Скелет человека, откопанный к югу от Пекина (пекинский синантроп), принадлежит к самым давним выявленным на земле останкам человека.

Рабовладельческий строй сложился в Китае к началу II тысячелетия до н. э., прежде всего в бассейне Желтой реки (Хуанхэ). К этому же периоду принадлежит создание китайской письменности, сначала пиктографической, потом иероглифической. Исключительная сложность этой письменности, которая даже вошла в пословицу («китайская грамота»), привела к тому, что читать и писать умели представители относительно небольшой привилегированной группы жрецов и аристократов.

Древними китайцами были изобретены также порох, компас (магнитная игла), кисть для письма. А изделия китайских промыслов – шелка, фаянс и фарфор – пользовались известностью во всем мире в течение тысячелетий.

Казалось бы, на таком фоне и китайская медицина должна быть какой-то особенной. Истоки ее сплошь окутаны легендами. И что здесь правда, а что вымысел, разобраться бывает не так уж легко. Во всяком случае, основателем местной медицинской науки считается не кто иной, как сам император Шэнь-нун (ок. 2700 г. до н. э.). Именно он, согласно преданию, в свободное от административных забот время составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры.

Самый древний китайский труд по медицине – трактат Нэйцзин (Канон медицины) – опять-таки приписывается императору, но уже другому. Говорят, трактат составил Хуан-ди, правивший в 2698–2599 гг. до н. э.; Однако на самом деле подлинное время создания Канона медицины неизвестно.

В трактате так определены возможности врачевания: «Медицина не может спасти от смерти, но способная продлить жизнь, укрепить нравственность, поощряя добропорядочность, преследуя порок – этого смертельного врага здоровья, – может вылечить много болезней, которые поражают бедное человечество, и делает сильнее государство и народ своими советами».

Поначалу китайская медицина основывалась сплошь на магии. Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, подобный тому, что люди наблюдают вокруг. И в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами – огнем, землей, водой, деревом и металлом.

Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах – полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (ян) и считалось активным, светлым, второе – как женское (инь) – пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала ян, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь – с признаками притеснения всех функций.

Однако магия магией, но больных надо было лечить и на самом деле. Поэтому в дело опять-таки были пущены лекарственные средства растительного происхождения. Причем и здесь терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о «знаках» (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы – при заболеваниях почек и так далее.

Читайте также:  Ветряная оспа причины и признаки

Китайцы не практиковали вскрытий, поэтому их анатомические представления были довольно фантастичны. Тем не менее китайские медики понимали, что сердце предопределяет движение крови. В одном из древних трактатов отмечается, что «кровь течет без перерыва в закрытом кругу», хотя никаких объяснений относительно механизма этого движения не приводится.

В диагностике заболеваний большое значение придавали анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Думали, что по пульсу можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также состояние психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.

Со временем китайские медики накопили около 2000 рецептов, многие из которых были действительно полезными, не потеряли своей ценности до сих пор. Так, соли железа применялись при лечении анемии (малокровия), мышьяк – при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство.

Китайская империя в период ее наибольшего расцвета имела специальное государственное учреждение – медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).

Подготовка врачей в Древнем Китае носила кастово-фамильный характер; медицинские знания передавались из поколения в поколение внутри одной семьи. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI–III в. до н. э.) квалификацию врачей стала определять соответствующая комиссия, присваивая кандидатам высшие и низшие разряды.

Из врачей Древнего Китая особенной славой пользовался Бянь Цио, который жил в VI–V вв. до н. э., автор известного «Трактата о болезнях». За гуманность его научных трудов, клиническую наблюдательность Бянь Цио справедливо считают китайским Гиппократом.

Врач Цан Гунн (III в. до н. э.) первым начал вести истории болезней того или иного пациента, что позволяло в случае необходимости обращаться к опыту прошлых лет.

Организм в ту пору рассматривался как единое целое: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: «Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна». Общим правилом для врачей было «лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима – постарайся облегчить страдания умирающего».

Особенностью сугубо китайской медицины является метод лечения уколами – чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями – моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают «отверстия для выделения нечистоты» из больного тела. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях. Использовались модели человеческого тела с точечными отверстиями в определенных местах, в которые ученикам надо было ощупью попадать иглой.

В этих же «жизненных точках» делали прижигание, зажигая щепотки клочьев или сухую полынь. В дальнейшем, с развитием метода они были заменены специально изготовленными сигаретами из того же материала. При этом сигареты уже не наносили ожогов, поскольку их не прикладывали к коже, а держали поблизости от нее – то есть фактически получалась местная тепловая процедура.

Достаточно обстоятельно теория и практика чжень-цзю-терапии изложена в трактате «Ней-цзинь», который не раз дополнялся и переделывался. Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране.

Особую трудность для китайских врачей представляло лечение женщин, которых они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим, да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование.

Тем не менее древняя медицина Китая имела и свои достижения. Она знала немало средств для лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы ампутированных конечностей. Уже в V в н. э. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту, который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого опий, сок конопли.

В Китае применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сухие струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей.

Врачи придавали больше значение общей гигиене, советовали обмывать все тело через каждые 5 дней, голову мыть через день, а руки 3–5 раз на день.

Источник

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Читайте также:  Ветряная оспа когда купать

На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5—6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля — против глистов, цветы камелии — при ожогах, цветы персиков — как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах — цингу, свежей печенью морских рыб — куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем

Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «О природе и жизни», переработанная в VIII веке врачом Ван Бином. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.
Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» — трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.

В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух — остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.

В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).

Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

Источник