Оспа в средневековье презентация
Врачи говорят, что лучшая профилактика — соблюдение личной гигиены. В Средневековье с этим было крайне трудно. О самых опасных и ужасных вирусах антисанитарной эпохи — в этом топе.
В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга — недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.
Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут», потому что в основном ей болели моряки. Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.
По статистике, с 1600 по 1800 год от цинги умерло 1 млн мореплавателей
Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.
В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века
Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться — и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.
В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.
Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы — «крыса — блоха — человек». Во время первой эпидемии в 551-580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек – блоха – человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.
В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали.
Стандартная схема распространения чумы«крыса-блоха-человек»
В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.
Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.
Первые упоминания о лепре содержатся в Библии
Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.
Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.
Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.
Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.
У немцев сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви»
В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. У немцев даже сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви).
В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.
Источник
Медицина эпохи феодализма
В Западной Европе.
В 476 г. был низложен последний римский император Августул. Этой датой условно обозначается крушение эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи — феодализма.
Западно-европейский феодализм, был порождён переплетением или синтезом влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых — с другой). Запад долгое время отставал от феодального Востока, где экономический и культурный подъём I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте восточно-римских и византийских традиций
МЕДИЦИНА РАННЕГО И СРЕДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В эпоху феодализма главным идеологическим институтом в Европе была церковь.
Согласно утверждениям религии знание имеет два уровня:
«сверхъестественное» (содержащееся в Библии)
«естественное» (отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и др., которых церковь признавала и канонизировала).
Идеалистическая основа учения Аристотеля составила средневековую схоластику.
В области медицины главным авторитетом был Гален. Слабые стороны его учения (о «целенаправленности» всех жизненных процессов в организме человека, о «пневме» и «сверхъестественных силах») были возведены в религиозную догму ( галенизм — искажённое, одностороннее понимание учения Галена).
Схоластика и медицина
Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть.
Господствовали:
культ цитат
механическое заучивание научных текстов
пренебрежение к практическому опыту
Схоластика и медицина
В средние века
широко распространены были алхимия, астрология, гороскопы, поиски философского камня и вера в сверхъестественную силу лекарственных веществ.
В Западной Европе создавались при монастырях (Лионский VI в., Парижский — VIII в., «Отель дьё» (дом божий)).
При монастырях выращивались лекарственные растения, приготавливались и хранились лекарства.
Связывая медицину с религией, врачи-монахи тормозили развитие научной мысли.
Для Западной Европы они имели большие культурные и экономические последствия: появились новые сельскохозяйственные культуры (гречиха, рис, абрикосы, арбузы). Европа заимствовала некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани), стали создаваться больницы светского типа.
Крестовые походы привели к широкому распространению многих заразных заболеваний.
Стала болезнью века. Её считали неизлечимой и прилипчивой болезнью. Прокаженный изгонялся из общества и помещался в лепрозорий (приют для прокажённых). Ему выдавалось особое платье из чёрной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка.
Идея изоляции прокаженных от общества появилась в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря посвятили себя уходу за прокажёнными. После крестовых походов насчитывалось 19 тысяч лепрозориев (только во Франции — около 2 тысяч).
Проказа (лепра)
3 большие пандемии:
Первая — «чума Юстиниана» ( VI в.). Она вышла из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.
Вторая — самая зловещая в истории Западной Европы — «чёрная смерть» (середина XIV в.). «Черная смерть» в 1346-1348 гг. была завезена через Геную, Венецию, Неаполь; она опустошила весь христианский мир.
Гибель наступала через несколько часов после заражения (в Кесарии никто не оставался в живых, в Венеции умерло 70%, в Лондоне – 90%). Живые не успевали хоронить мертвых.
Третья — пандемия чумы, началась в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек), затем прошла по другим районам земного шара.
Чума
Для борьбы с чумой стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, отсюда термин «карантин» (итальян. Quaranta — 40). Первые карантины были введены в Италии в 1348 г.
Первые высшие школы, обучавшие медицине, появились в Италии (Салернская медицинская школа – I Х в.). Ей, единственной в стране, было дано право присвоения звания врача.
В 1213 г. Салернская школа становится университетом. В 1158 г. в Болонье, в 1215 г. в Париже, в 1222 г. в Падуе — открываются университеты.
Наука и образование
Университеты имели 4 факультета: один подготовительный и три основных.
Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет (или артистический, от лат. artes — искусства, где преподавались семь свободных искусств).
После освоения программы trivium (грамматика, риторика, основы диалектики) и сдачи экзаменов присуждалась степень бакалавра искусств.
После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) — степень магистра искусств, и право продолжать обучение на одном из основных факультетов : богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) наук в соответствии с профилем факультета.
Наука и образование
Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно, Монпелье) с особого разрешения монарха.
Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет (в Монпелье — 1 труп в год).
Развитие анатомии
Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луччи (1275 — 1326). Его сочинение основывались на вскрытии всего двух трупов. Многое он заимствовал из перевода труда Галена.
Развитие анатомии
Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила.
Хирурги научного образования не имели, врачами не считались.
Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию.
Существовало три сословия хирургов:
1. « Длиннополые» хирурги — занимали высокое положение (длина одежды) и имели право выполнять сложные операции (камнесечение, грыжесечение);
2. «Короткополые» хирурги — цирюльники и занимались «малой хирургией» (кровопускания, удаление зубов и т.п.);
3. Банщики — занимали низшее положение, выполняли простейшие манипуляции (снятие мозолей).
Развитие хирургии
Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества, затем стали открываться хирургические школы.
В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, а в 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету.
Развитие хирургии
Акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух.
Смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти.
Развитие акушерства
Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Но она способствовала зарождению медицины великой эпохи Возрождения.
Заключение
Источник
Презентация на тему: Медицина средневековья
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Медици на — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Слово медицина происходит от латинского словосочетания ars medicina (лат. лечебное искусство) и имеет тот же корень, что и глагол medeor (лат. исцеляю) Медицина средневековья
№ слайда 2
Описание слайда:
Введение Средневековая медицина знала лишь несколько универсальных «лекарств» — клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор «лекарственных средств», как не трудно догадаться, больше вредил излечению больных, чем помогал. Все источники только подтверждают упадочное состояние средневековой христианской медицины в сравнении с арабской.
№ слайда 3
Описание слайда:
Вот один из удивительных примеров врачевания у франков. Властитель аль-Мунайтыры написал письмо моему дяде, прося прислать врача, чтобы вылечить нескольких больных его товарищей. Дядя прислал к нему врача-христианина, которого звали Сабит. Не прошло и двадцати дней, как он вернулся обратно. “Как ты скоро вылечил больных”, — сказали мы ему. “Они привели ко мне рыцаря, — рассказывал нам врач, — на ноге у которого образовался нарыв, и женщину, больную сухоткой. Я положил рыцарю маленькую припарку, и его нарыв вскрылся и стал заживать, а женщину я велел разогреть и увлажнить ее состав. К этим больным пришел франкский врач и сказал: “Этот мусульманин ничего не понимает в лечении. Что тебе приятнее, — спросил он рыцаря, — жить с одной ногой или умереть с обеими?” — “Я хочу жить с одной ногой”, — отвечал рыцарь. “Приведите мне сильного рыцаря, — сказал врач, и принесите острый топор”. Рыцарь явился с топором, и я присутствовал при этом. Врач положил ногу больного на бревно и сказал рыцарю: “Ударь по его ноге топором и отруби ее одним ударом”. Рыцарь нанес удар на моих глазах, но не отрубил ноги; тогда ударил ее второй раз, мозг из костей ноги вытек, и больной тотчас же умер. Тогда врач взглянул на женщину и сказал: “В голове этой женщины дьявол, который влюбился в нее. Обрейте ей голову”. Женщину обрили, и она снова стала есть обычную пищу франков — чеснок и горчицу. Ее сухотка усилилась, и врач говорил: “Дьявол вошел ей в голову”. Он схватил бритву, надрезал ей кожу на голове крестом и сорвал ее с середины головы настолько, что стали видны черепные кости. Затем он натер ей голову солью, и она тут же умерла. Я спросил их: “Нужен ли я вам еще?” И они сказали: “Нет”, и тогда я ушел, узнав об их врачевании кое-что такое, чего не знал раньше”…" (Усаму ибн Мункыз. «Книга назиданий«)
№ слайда 4
Описание слайда:
Стоит вспомнить, что вскрытия были запрещены вплоть до XVI века. Анатомия рассматривалась только через призму религии — например, Адриан Спигелий (1578-1625) утверждал, что задница нужна человеку исключительно потому, что является природной подушкой, «сидя на которой, человек может праведно и усердно предаваться размышлениям о божественном» Стоит вспомнить, что вскрытия были запрещены вплоть до XVI века. Анатомия рассматривалась только через призму религии — например, Адриан Спигелий (1578-1625) утверждал, что задница нужна человеку исключительно потому, что является природной подушкой, «сидя на которой, человек может праведно и усердно предаваться размышлениям о божественном»
№ слайда 5
Описание слайда:
Обезболивающее. Даже если хирург научился резать быстро — а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» — то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V–III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в Европе обо всем этом позабыли. В средние века существовали только такие курьезные методы обезболивания, как «метод общего обезболивания путем удара тяжелым предметом по голове», когда в результате сотрясения мозга больной впадал в бессознательное состояние, оставаясь безучастным к манипуляциям хирурга, кровопускание, пережим сонной артерии, и охлаждение. Позже возникла не менее затейливая идея ректального наркоза – табачные клизмы.
№ слайда 6
Описание слайда:
Обезболивающий эффект подобных средств был ничтожным, и больным оставалось лишь уповать на мастерство хирургов, старавшихся выполнять сложные операции с очень большой скоростью. Обычно не помогало — пациенты умирали от болевого шока (остальные — чуть позже от сепсиса). Схема заболел-умер в те годы была скорее нормой, чем исключением. Сепсис (др.-греч. σῆψις — гниение) — тяжёлое с медицинской точки зрения состояние, вызываемое попаданием в кровь, и ткани возбудителей инфекции человека и животных, например, гноеродных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности — токсинов. Характеризуется воспалительным процессом не в каком-либо отдельном органе, а во всем организме. Хотя в непрофессиональной речи сепсис нередко называют заражением крови.
№ слайда 7
Описание слайда:
Гигиена Европейское население на протяжении второго тысячелетия косили эпидемии эрготизма, оспы, чумы, туберкулеза, тифа, сифилиса и проказы. Знаменитый Нострадамус успешно боролся с чумой элементарным соблюдением правил гигиены — купался каждый день. Но сильно верующий христианин не мог себе такого позволить, ибо мыться — грех. Еще в XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже мало кто мылся. Позже кроме религиозных причин возникнут и вполне объективные — в Западной Европе кончатся леса (на приготовление пищи дров уже не хватало — только на костры Святой Инквизиции), наступит похолодание (так называемый «малый ледниковый период», в Париже даже колокола от холода трескались) и мыться в холодной воде станет практически невозможно: ведь далеко не все — «моржи». Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…
№ слайда 8
Описание слайда:
Послушные христиане руки мыть перестали. И не только перед едой: А вот еще один «забавный» и, согласитесь, позорный эпизод из недавней истории медицинского «искусства»: Игнатс Семмельвейс, венгерский гинеколог, в 1848 году был лишен права практиковать за то, что он начал публично настаивать на мытье рук во время принятия родов. Высмеянный коллегами-докторами, осужденный и лишенный лицензии, Семмельвейс сошел с ума и умер относительно молодым, в то время как десятки тысяч рожениц и новорожденных продолжали умирать от инфекций, внесенных врачами и повитухами. О существовании смертоносных бацилл (возбудитель чумы, например, был открыт только в самом конце ХIХ века французским врачом Александром Йерсеном в Гонконге) и о необходимости гигиены никто еще не подозревал. «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих» — спросили как то фарисеи Христа. «Есть неумытыми руками — не оскверняет человека». — ответствовал Спаситель.
№ слайда 9
Описание слайда:
С эпидемиями в средневековье боролись по разному. Прокаженных, например, множество которых появились в Европе уже после первого крестового похода, в города просто не пускали, ибо самого прокаженного считали проклятым. У городских ворот были поставлены специальные привратники для задержания больных проказой. В сельских же местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога или колокольчика. Всех, кто казался соседям «нечистым», просто изгоняли из города. Заболевший считался обреченным. При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы он был уже мертв, после чего ему давали особую одежду и уже упомянутые трещотку или колокольчик, дабы предупреждал здоровых людей о своем приближении. Те, кому «повезло», попадали под присмотр очередного христианского ордена им. св. Лазаря, давшего имя лазаретам. Орден организовывал лепрозории для больных проказой, откуда те не могли выходить под угрозой смертной казни. Только в Центральной Европе к 1250 г. этих лепрозориев насчитывалось уже 19000. Все ужасно боялись людей, «гниющих заживо». Борьба с эпидемией
№ слайда 10
Описание слайда:
Во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах – лепрозориях. На основании указа 503 года на протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который… осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв.
№ слайда 11
Описание слайда:
Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей: Гарманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость. (Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: "Прогресс" — "Прогресс-Академия", 1992) Арьес отмечает, что такое лечение не всем было по карману: «Лекарства из трупов были чаще всего предназначены для больных, занимавших самое высокое положение в обществе, ведь эти целебные средства были дорогостоящими, и приготовить их было делом трудным». Лекарства
№ слайда 12
Описание слайда:
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Что конкретно этим лечили — никто не понимал, но считалось, что убрать «дурную» кровь и освободить организм от токсинов или «мрачных настроений», как их называли врачи — панацея от всех болезней. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю. «Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации» (Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв). Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения — если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один — крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума. Эксперементы с кровью
№ слайда 13
Описание слайда:
В лечении стали использовать разного рода яды, в первую очередь растительные, препараты, приготовленные с использованием тяжелых металлов и т.д. Часто, если больной мог бы выжить самостоятельно, его губили надуманные “лекарства”. Кстати, не лучшим образом сказывалось на здоровье и применение тогда, рекомендованной медиками, популярной и дорогой свинцовой кухонной утвари (кастрюли, сковородки, ложки). Если больной и после этого подает признаки жизни, то можно его подвесить за ноги , обсыпать землей с могилы и ждать, пока «яд болезни» выльется из ушей… Знаменитый Парацельс в средние века приобрел известность не только изобретением шести «эликсиров молодости», но и своим лечением сифилиса ртутными препаратами, чем, как можно предположить, вполне мог попутно вызвать серьезные психозы, спровоцированные отравлением ртутью. Тогда этого никто не замечал, так как почти все население и так находилось в перманентном психозе от отравления спорыньей. Связь ртути и психоза проявилась только во времена «Сумасшедших Шляпников», хотя открыта была намного позже: История психиатрии и невропатологии знает много случаев заболеваний мозга, вызванных разного рода токсинами. Сумасшедший Шляпник был не просто плодом воображения Льюиса Кэрролла, а введенной в повествование жертвой профессионального заболевания, распространенного в XVIII и XIX веках. Шляпники, подвергаясь ежедневно действию ртути, применяемой при изготовлении войлока, нередко страдали токсическим психозом. Замечательный эффект препаратов из ртути позже испытал на себе вождь русской революции Владимир Ульянов-Ленин. Подозревая «сифилис мозга» его «лечили» в 1923 году все теми же средневековыми средствами — препаратами мышьяка, ртути и висмута, в результате чего Ленин получил тяжелые отравления мозга, печени и почек и благополучно умер.
№ слайда 14
Описание слайда:
Пенкин Иван 102 стом Спасибо за внимание
Источник