Натуральная оспа variola vera 1982

Натуральная оспа variola vera 1982 thumbnail

События фильма основаны на эпидемии натуральной оспы, имевшей место в Белграде в 1972 году.

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

  • Все:2
  • Положительные:2
  • Отрицательные:
  • Процент:100%
  • Нейтральные:

Вариола вера или натуральная оспа — мучительная, страшная внешне и смертельная болезнь. Болезнь, побежденная поголовной вакцинацией. В наше время почти не встречается. Но, когда внезапно больницы наполняются людьми с симптомами черной оспы, то в фильме-эпидемии это значит, что где-то по городу бродит нулевой пациент-путешественник, вернувшийся из экзотической страны, где назло здравому смыслу пил сырую воду, ел немытые фрукты или, например, как в этом кино, купил дудочку у покрытого язвами бомжа. И пока СЭС ищет источник заразы, тот мечется по городу и кашляет вирусом на друзей и родственников.

«Variola vera» снял в 1982 г. режиссер и сценарист Горан Маркович по мотивам реального события — вспышки натуральной оспы в Югославии в 1972 г.

Зимой 72-го 35-летний крестьянин из косовского села Ибрагим Хати (в фильме Халил Реджепи) отправился в паломничество по святым местам совершить хадж. Для поездки на Ближний восток, где как раз фиксировали спорадические случаи заражения черной оспой, туристам делали прививки, но Хати по каким-то своим причинам избежал вакцинации и из путешествия вернулся инфицированным.

Через одиннадцать дней после поездки в местную больницу попал близкий друг Ибрагима — учитель Латиф Мумджич с температурой и ломотой в теле. Врачам не пришло в голову заподозрить оспу, Мумджича положили в общей палате и лечили антибиотиками, а язвы сочли токсической аллергией. Прежде чем Мумджич умер в страшных муках от внутреннего кровотечения, его полечили в нескольких местах, включая больницу Белграда, чем немало поспособствовали распространению эпидемии.

После того, как люди, связанные с Хати стали массово заболевать с похожими симптомами — высокая температура, ломота в теле и жуткие язвы, врачи все-таки заподозрили оспу. Карантин, как водится, объявили не сразу — несколько дней власти ждали, что эпидемия рассосется.

Кино с реальной историей имеет только схематическое сходство — легкомысленный паломник играет проходную роль первоисточника заразы. «Натуральная оспа» это не классический фильм-эпидемия, а хроника больницы в момент тяжелого испытания — карантина по смертельно опасному заболеванию, осложненного бюрократическим отрицанием реальности. Без жизненно необходимых медикаментов. Когда вместо специалистов и лекарств, власти заколачивают больницу в центре Белграда, предоставляя запертым людям обходиться тем, что есть.

Кино серьезное. Честное. Эпидемия (катастрофа) с элементами драмы. Обычно подобные фильмы портят три вещи: фальшивые зомби, мораль и План спасения. «Variola vera» счастливо избежала банальностей: зомби как настоящие, зло не наказано, а добродетель не торжествует, растерянные люди не знают, что делать и куда бежать — все как в жизни.

8 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 10 / 1

1 ноября 2016 | 13:53

Среди жанров этого фильма почти везде фигурирует хоррор. Скорее фильм-катастрофа на мой взгляд. Социальная направленность творчества режиссера достигает здесь апогея желания следовать реальности и пика депрессивности. После вскрытия болезней образовательной системы Югославии он берётся за здравоохранение. Опять действие происходит в одном месте — белградской больнице. Туда доставлен больной из периферии, который после возвращения из хаджа сильно заболел. Симптомы загадочны… Аллергия, отравление, еще что-то? Персонал больницы озабочен несколько другим, нежели диагностикой заболевания. Мужчины — потенциальным сексом с женской половиной, женщины — потенциальными отношениями с мужской половиной. Ну а больной… он истекает кровью и умирает. Родные-мусульмане против вскрытия, но о симптомах доложено. Тайком производится эксгумация. Становится понятно — в Европе снова черная оспа — вариола вера. Больница немедленно закрывается на карантин на неопределенный срок. 150 человек. И мы наблюдаем состояние страха и безысходности, постепенные смерти заболевших, мы наблюдаем безразличие к судьбе и истерики. Плеяда актеров-мужчин на высоком уровне. Раде Шербеджия — легкомысленный ловелас, но бесстрашный и самоотверженный. Эрланд Йозефсон — воплощение принятия фатума и печальная интеллектуальность, как обычно. Богдан Диклич — романтический лузер, готовый на все ради любви. Раде Маркович (отец режиссера) — скользкий мерзавец и трус, как обычно. Женщины играют проще. Увы, многовато штампов. Многовато театрального героизма а-ля «Матросов на амбразуру». Всё грустно, очень грустно.

Хронология распространения эпидемии в ограниченном пространстве показана очень подробно и правдоподобно в основном, как анамнез. Про характеры я сказал уже — плюсы и минусы налицо. У меня был знакомый — профессор-эпидемолог, который реально боролся с холерой в Средней Азии, с черт-те-знает чем в Африке… И он дословно говорил, как герой этого фильма, об отсутствии логики появления и исчезновения эпидемии. Мне кажется вот это и есть хоррор. И еще хоррор и катастрофа — это слова одного из врачей: «Наша профессия — смесь недоговаривания и невежества». Очень, очень грустный фильм. Автор стремится к реализму, но допускает ошибки с пафосом и позами героев. Ведь можно было снять этот фильм и проще. Почему? Больше следовать реальным событиям, как наверняка и задумывалось. 1972 год, Белград. В больницу доставлен мужчина, вернувшийся из хаджа. Он болел оспой. Несколько десятков человек умерло, несколько сотен заболело. Последний случай вариолы веры в Европе. Последний случай соприкосновения с этой стороной средневековья — это реальность. И любовь или не любовь, герой или не герой — дело второстепенное.

6,5 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 1 / 0

11 апреля 2019 | 08:06

Источник

“Variola vera” (Натуральная оспа) (1982). Паломник из Косово, некто Халил Реджепи, возвращается в Белград после совершения хаджа в Мекку. И он совершенно точно болен – уже по прибытии на родину несчастный косовар выглядит так, что «краше в гроб кладут». Причиной этого наверняка стала флейта, купленная Халилом у обыкновенного базарного торговца, чье лицо было скрыто балахоном, но не настолько, чтобы от глаз внимательного наблюдателя ускользнули множественные язвы на его коже. Реджепи внимательным человеком не был. И буквально в первый же день своего пребывания в Белграде он оказывается в одной из городских больниц.

Его лицо изуродовано гноящимися, кровавыми буграми, он задыхается, кричит от боли, кровь течет изо рта. Однако главврач клиники, собрав подчиненных, заявляет им, что происходящее с Халилом – всего лишь чрезмерно бурная реакция организма на антибиотики. На этом «консилиум» и заканчивается. А вскоре заканчивается и жизненный путь пилигрима. Он умирает, и только тогда становится понятно, как сильно ошибались доктора. Ошибались они потому, что эта болезнь давно считалась побежденной, ее симптомы остались не в памяти врачей, а лишь в медицинских энциклопедиях.

Однако вспышку эпидемии натуральной оспы можно считать состоявшейся. Один за другим персонал больницы заражается, криков и крови становится намного больше, и на высшем уровне принимается решение поместить всех находившихся в клинике под карантин, вместе с этим – организовать по району возможного заражения закрытый периметр. Лекарств слишком мало. Времени – тоже. Но именно время – фактически все, что есть у врачей и их пациентов. Либо их организмы справятся с болезнью, и на этом эпидемия завершится, либо все они живые трупы…

Югославский хоррор, снятый в Белграде образца 1982 года – звучит любопытно. Еще любопытнее сюжет этого фильма, своего рода хроника распространения страшного вируса. Достаточно живо, колоритно и реалистично перенесенная на экран в те времена, когда еще не было никаких «28 дней спустя» — а, поверьте, человек, заразившийся оспой и находящийся в тяжелой, предсмертной стадии, выглядит ничем не лучше живого мертвеца, на коже которого больше гнойников, чем самой кожи. Но глупо и нелогично было бы ожидать от фильма, сделанного в социалистической Югославии, еще не распавшейся на шесть разных государств и одну непризнанную республику, того, что нам могут показать и показывают американские кинематографисты в 2000-х под грифом «эпидемиологический хоррор».

По большей части, “Variola vera” – это драма. Драма, посвященная изучению как распространения вируса в отдельно взятой больнице, так и психологической реакции людей в такой, прямо скажем, непростой ситуации. Кто-то будет пить, чтобы отключить мозг, кто-то останется с больными несмотря на то, что этого человека готов вытащить из карантина высокопоставленный родственник, кто-то добровольно проникнет в клинику, рискуя собственной жизнью, чтобы быть рядом с любимой, кто-то окажется трусом и предателем, кто-то – героем. Кто-то просто умрет, а кто-то – просто выживет. Характеры получились достаточно трехмерными, именно такими они были бы и в реальной жизни. Во всяком случае, в это веришь.

Никакого жанрового саспенса в этой ленте, конечно, искать не надо, но вот немного атмосферы и нелицеприятных физиологических подробностей вы получите. Но, разумеется, не в тех масштабах, что привычны для современных зомби-фильмов. В результате получилась интересная работа, не потерявшая своей актуальности и по сей день (возможно, в 2015-м она даже более актуальна, чем в 1982-м), жутковатая, но во многом недоработанная и не оказывающаяся такого эффекта, какой могла бы оказать. Это касается как драматической, так и хоррор-составляющей. К просмотру однозначно рекомендуется, однако с таким понятием как «шедевр» фильм Горана Марковича и близко не стоит.

6,5/10

Источник

“Variola vera” (Натуральная оспа) (1982). Паломник из Косово, некто Халил Реджепи, возвращается в Белград после совершения хаджа в Мекку. И он совершенно точно болен – уже по прибытии на родину несчастный косовар выглядит так, что «краше в гроб кладут». Причиной этого наверняка стала флейта, купленная Халилом у обыкновенного базарного торговца, чье лицо было скрыто балахоном, но не настолько, чтобы от глаз внимательного наблюдателя ускользнули множественные язвы на его коже. Реджепи внимательным человеком не был. И буквально в первый же день своего пребывания в Белграде он оказывается в одной из городских больниц. Его лицо изуродовано гноящимися, кровавыми буграми, он задыхается, кричит от боли, кровь течет изо рта. Однако главврач клиники, собрав подчиненных, заявляет им, что происходящее с Халилом – всего лишь чрезмерно бурная реакция организма на антибиотики. На этом «консилиум» и заканчивается. А вскоре заканчивается и жизненный путь пилигрима. Он умирает, и только тогда становится понятно, как сильно ошибались доктора. Ошибались они потому, что эта болезнь давно считалась побежденной, ее симптомы остались не в памяти врачей, а лишь в медицинских энциклопедиях. Однако вспышку эпидемии натуральной оспы можно считать состоявшейся. Один за другим персонал больницы заражается, криков и крови становится намного больше, и на высшем уровне принимается решение поместить всех находившихся в клинике под карантин, вместе с этим – организовать по району возможного заражения закрытый периметр. Лекарств слишком мало. Времени – тоже. Но именно время – фактически все, что есть у врачей и их пациентов. Либо их организмы справятся с болезнью, и на этом эпидемия завершится, либо все они живые трупы…

.

Югославский хоррор, снятый в Белграде образца 1982 года – звучит любопытно. Еще любопытнее сюжет этого фильма, своего рода хроника распространения страшного вируса. Достаточно живо, колоритно и реалистично перенесенная на экран в те времена, когда еще не было никаких «28 дней спустя» — а, поверьте, человек, заразившийся оспой и находящийся в тяжелой, предсмертной стадии, выглядит ничем не лучше живого мертвеца, на коже которого больше гнойников, чем самой кожи. Но глупо и нелогично было бы ожидать от фильма, сделанного в социалистической Югославии, еще не распавшейся на шесть разных государств и одну непризнанную республику, того, что нам могут показать и показывают американские кинематографисты в 2000-х под грифом «эпидемиологический хоррор». По большей части, “Variola vera” – это драма. Драма, посвященная изучению как распространения вируса в отдельно взятой больнице, так и психологической реакции людей в такой, прямо скажем, непростой ситуации. Кто-то будет пить, чтобы отключить мозг, кто-то останется с больными несмотря на то, что этого человека готов вытащить из карантина высокопоставленный родственник, кто-то добровольно проникнет в клинику, рискуя собственной жизнью, чтобы быть рядом с любимой, кто-то окажется трусом и предателем, кто-то – героем. Кто-то просто умрет, а кто-то – просто выживет. Характеры получились достаточно трехмерными, именно такими они были бы и в реальной жизни. Во всяком случае, в это веришь. Никакого жанрового саспенса в этой ленте, конечно, искать не надо, но вот немного атмосферы и нелицеприятных физиологических подробностей вы получите. Но, разумеется, не в тех масштабах, что привычны для современных зомби-фильмов. В результате получилась интересная работа, не потерявшая своей актуальности и по сей день (возможно, в 2015-м она даже более актуальна, чем в 1982-м), жутковатая, но во многом недоработанная и не оказывающаяся такого эффекта, какой могла бы оказать. Это касается как драматической, так и хоррор-составляющей. К просмотру однозначно рекомендуется, однако с таким понятием как «шедевр» фильм Горана Марковича и близко не стоит.

.

6,5/10

Источник

  • /
  • Variola vera, 1982

К описанию фильма »
  • Добавить рецензию…

  • Все:
    2
  • Положительные:
    2
  • Отрицательные:
  • Процент:100%
  • Нейтральные:

сортировать:

по рейтингу

по дате

по имени пользователя

Вариола вера или натуральная оспа – мучительная, страшная внешне и смертельная болезнь. Болезнь, побежденная поголовной вакцинацией. В наше время почти не встречается. Но, когда внезапно больницы наполняются людьми с симптомами черной оспы, то в фильме-эпидемии это значит, что где-то по городу бродит нулевой пациент-путешественник, вернувшийся из экзотической страны, где назло здравому смыслу пил сырую воду, ел немытые фрукты или, например, как в этом кино, купил дудочку у покрытого язвами бомжа. И пока СЭС ищет источник заразы, тот мечется по городу и кашляет вирусом на друзей и родственников.

«Variola vera» снял в 1982 г. режиссер и сценарист Горан Маркович по мотивам реального события – вспышки натуральной оспы в Югославии в 1972 г.

Зимой 72-го 35-летний крестьянин из косовского села Ибрагим Хати (в фильме Халил Реджепи) отправился в паломничество по святым местам совершить хадж. Для поездки на Ближний восток, где как раз фиксировали спорадические случаи заражения черной оспой, туристам делали прививки, но Хати по каким-то своим причинам избежал вакцинации и из путешествия вернулся инфицированным.

Через одиннадцать дней после поездки в местную больницу попал близкий друг Ибрагима – учитель Латиф Мумджич с температурой и ломотой в теле. Врачам не пришло в голову заподозрить оспу, Мумджича положили в общей палате и лечили антибиотиками, а язвы сочли токсической аллергией. Прежде чем Мумджич умер в страшных муках от внутреннего кровотечения, его полечили в нескольких местах, включая больницу Белграда, чем немало поспособствовали распространению эпидемии.

После того, как люди, связанные с Хати стали массово заболевать с похожими симптомами – высокая температура, ломота в теле и жуткие язвы, врачи все-таки заподозрили оспу. Карантин, как водится, объявили не сразу – несколько дней власти ждали, что эпидемия рассосется.

Кино с реальной историей имеет только схематическое сходство – легкомысленный паломник играет проходную роль первоисточника заразы. «Натуральная оспа» это не классический фильм-эпидемия, а хроника больницы в момент тяжелого испытания – карантина по смертельно опасному заболеванию, осложненного бюрократическим отрицанием реальности. Без жизненно необходимых медикаментов. Когда вместо специалистов и лекарств, власти заколачивают больницу в центре Белграда, предоставляя запертым людям обходиться тем, что есть.

Кино серьезное. Честное. Эпидемия (катастрофа) с элементами драмы. Обычно подобные фильмы портят три вещи: фальшивые зомби, мораль и План спасения. «Variola vera» счастливо избежала банальностей: зомби как настоящие, зло не наказано, а добродетель не торжествует, растерянные люди не знают, что делать и куда бежать – все как в жизни.

8 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 10 / 1

01 ноября 2016 | 13:53

  • тип рецензии:

Среди жанров этого фильма почти везде фигурирует хоррор. Скорее фильм-катастрофа на мой взгляд. Социальная направленность творчества режиссера достигает здесь апогея желания следовать реальности и пика депрессивности. После вскрытия болезней образовательной системы Югославии он берётся за здравоохранение. Опять действие происходит в одном месте — белградской больнице. Туда доставлен больной из периферии, который после возвращения из хаджа сильно заболел. Симптомы загадочны… Аллергия, отравление, еще что-то? Персонал больницы озабочен несколько другим, нежели диагностикой заболевания. Мужчины — потенциальным сексом с женской половиной, женщины — потенциальными отношениями с мужской половиной. Ну а больной… он истекает кровью и умирает. Родные-мусульмане против вскрытия, но о симптомах доложено. Тайком производится эксгумация. Становится понятно — в Европе снова черная оспа — вариола вера. Больница немедленно закрывается на карантин на неопределенный срок. 150 человек. И мы наблюдаем состояние страха и безысходности, постепенные смерти заболевших, мы наблюдаем безразличие к судьбе и истерики. Плеяда актеров-мужчин на высоком уровне. Раде Шербеджия — легкомысленный ловелас, но бесстрашный и самоотверженный. Эрланд Йозефсон — воплощение принятия фатума и печальная интеллектуальность, как обычно. Богдан Диклич — романтический лузер, готовый на все ради любви. Раде Маркович (отец режиссера) — скользкий мерзавец и трус, как обычно. Женщины играют проще. Увы, многовато штампов. Многовато театрального героизма а-ля ‘Матросов на амбразуру’. Всё грустно, очень грустно.

Хронология распространения эпидемии в ограниченном пространстве показана очень подробно и правдоподобно в основном, как анамнез. Про характеры я сказал уже — плюсы и минусы налицо. У меня был знакомый — профессор-эпидемолог, который реально боролся с холерой в Средней Азии, с черт-те-знает чем в Африке… И он дословно говорил, как герой этого фильма, об отсутствии логики появления и исчезновения эпидемии. Мне кажется вот это и есть хоррор. И еще хоррор и катастрофа — это слова одного из врачей: ‘Наша профессия — смесь недоговаривания и невежества’. Очень, очень грустный фильм. Автор стремится к реализму, но допускает ошибки с пафосом и позами героев. Ведь можно было снять этот фильм и проще. Почему? Больше следовать реальным событиям, как наверняка и задумывалось. 1972 год, Белград. В больницу доставлен мужчина, вернувшийся из хаджа. Он болел оспой. Несколько десятков человек умерло, несколько сотен заболело. Последний случай вариолы веры в Европе. Последний случай соприкосновения с этой стороной средневековья — это реальность. И любовь или не любовь, герой или не герой — дело второстепенное.

6,5 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 1 / 0

11 апреля 2019 | 08:06

  • тип рецензии:

Источник

Читайте также:  Оспа симптомы у взрослых фото