Наиболее эффективным препаратом для пассивной иммунизации при ветряной оспе является
Термины «иммунизация» и «вакцинация» хотя и часто используются как синонимы, но это не совсем верно. Вакцинация подразумевает процесс введения какого-либо препарата (чаще вакцины) либо анатоксина без гарантированной биологической устойчивости организма к инфекции, а иммунизация — более широкое понятие, означающее именно создание длительной иммунной защиты. У активной и пассивной иммунизации есть различия. В чём их особенность и как проводятся эти процедуры?
Основы активной и пассивной иммунизации
Чтобы разобраться в вопросе, следует выяснить, что такое:
- иммунитет – способность организма противостоять живым (генетически чужеродным) веществам. Ими могут быть микробы, погибшие клетки или трансплантированные ткани. Все они называются антигенами;
- анатоксин — яд патогенных микробов, который в процессе специальной обработки потерял свои токсические свойства, но сохранил иммуногенность. Пример: АКДС-вакцина;
- антитело – это особая белковая молекула (иммуноглобулин), которая вырабатывается организмом в ответ на введённый враждебный антиген с целью его уничтожения. То есть антитела помогают нам избавиться от инфекции, а значит, скорее выздороветь.
Активная иммунизация (АИ) бывает:
- естественной. Она образуется, когда человек переболел какой-либо инфекцией;
- искусственной. Здесь процесс стимуляции иммунного отклика идёт путём введения в организм прививаемого какого-либо антигена в виде вакцины или анатоксина.
Активная иммунизация формируется не сразу, ей нужно время: от нескольких дней до недель и даже месяцев. Но она хороша тем, что обеспечивает длительную невосприимчивость к болезни: от нескольких месяцев до многих лет.
Организм в этом случае сам участвует в выработке иммунитета и приобретает повышенную устойчивость к той инфекции, возбудителем которой стал микроб, служивший для иммунизации. Повторные прививания вызывают более выраженные иммунные отклики и повышают резистентность к возбудителю: то есть укрепляют иммунитет.
Для АИ применяют 2 вида вакцин:
- с содержанием ослабленных микробов-возбудителей. Пример: противокоревая вакцина. Такие препараты называют «живыми». Их «плюс» в том, что они создают протективный стойкий иммунитет уже после однократного введения (исключение – оральные препараты). Это происходит потому, что такое формирование иммунного отклика наиболее приближено к механизму его выработки при естественном заражении организма;
- содержащие убитых возбудителей – «мёртвые» (инактивированные) препараты. Пример: противочумная вакцина. Их эффективность достигается лишь после многократного прививания.
Пассивная иммунизация (ПИ) создаёт лишь временный иммунитет. Различают:
- искусственную ПИ, когда в организм вводят готовые экзогенные антитела;
- естественную, при которой антитела матери передаются плоду.
Иммуноглобулины, к сожалению, дают лишь кратковременную защиту от патогенов: 3-6 недель и до момента, пока количество введённых антител не снизилось до критической отметки. Повторные уколы иммунной сыворотки с каждым разом снижают продолжительность ПИ, доводя её до нескольких дней.
Но зато такая иммунизация – отличный выход для экстренной профилактики, например, бешенства или клещевого энцефалита. Иммунитет в этом случае формируется мгновенно. При повторном заражении антитела следует вводить снова.
Итак, средства для иммунизации — это не только различные вакцины и анатоксины, но ещё и иммуноглобулины.
Как проводится?
Обычно препараты вводят инъекцией. Исключение – живая противополиомиелитная вакцина. Для АИ используют средства с антигенной нагрузкой: вакцины или анатоксины.
Иммуноглобулин человека нормальный
Важным моментом здесь является выбор разовой дозы в каждом отдельном случае. Большая доза может вызвать в организме иммунодепрессивное действие и спровоцировать само заболевание, а малая, наоборот, не даст никакого эффекта.
Пассивная иммунизация ведётся препаратами 3- типов:
- иммуноглобулинами человеческими нормальными. Ставится внутримышечно или внутривенно;
- иммуноглобулинами с высоким числом антител против конкретных (специфических) возбудителей, например, от гепатита В;
- сыворотками и антитоксинами, полученными от вакцинированных животных.
Иммунизация ведётся в зависимости от препарата как внутримышечно и внутривенно, так и под- и внутрикожно. Детям вакцины правильно вводить в бедро.
Препараты для активной и пассивной иммунизации детей раннего возраста
Для иммунизации малышей специально разработан прививочный календарь, где каждой вакцине соответствует свой срок с учётом возраста пациента.
Речь идёт об активной иммунизации:
- первая прививка новорожденному – от гепатита В (в первые сутки жизни). Затем следую ещё две обязательные инъекции: в месяц и через полгода:
- вакцинация БЦЖ — 2-я прививка новорожденному, уже от туберкулёза. Ведётся на 5-7 день жизни малыша (в роддоме). 2-й укол – в 11-15 лет. Ставится в плечо. 1-я ревакцинация осуществляется в 6-7 лет, 3-я – в 16-17 лет. Если вес грудничка очень мал: менее 2300 г, ему показана БЦЖ-М (пониженная доза). Если рубчик не сформировался, то в 6 мес. следует повторить вакцинацию, предварительно поставив пробу Манту;
- защита от полиомиелита. Ведётся живой вакциной (капельки орально) и инактивированной (уколы). В РФ разрешены к использованию французские средства: Полио Себин Веро, Имовакс Полио и отечественая ОПВ-вакцина. Схема прививания сложная: сначала используются инактивированные препараты (2 первых укола в 3 и 4,5 мес. жизни грудничка), затем капельки (ОПВ) – в 6 мес., а впоследующем бустерными инъекциями;
- коклюш, дифтерия и столбняк. Иммунизация от этих инфекций начинается с 3-х месячного возраста. Может сочетаться с полиовакцинами. Применяется отечественное средство – АКДС. Это многокомпонентный препарат, включающий анатоксины сразу от 3-х возбудителей. Среди разрешённых импортных средств – французский Терракок. Все перечисленные вакцины содержат коклюшный компонент, необходимый для введения до 4-х лет. Затем коклюш становится для ребёнка не опасным, и иммунизацию продолжают АДС или её облегченной версией – АДС-М. Прививание перечисленными вакцинами часто даёт постинъекционные реакции (уплотнение или покраснение ранки), но они быстро проходят и не считаются опасными;
- от эпидемического паротита. Иммунизация начинается с 12-15 месяцев. Ставится живая аттенуированная вакцина. Возможно и прививание комплексными препаратами, например, КПК (корь + паротит + краснуха). Перед школой (или в 11-12 лет) ребёнку положена ревакцинация;
- от краснухи. Отечественная фармацевтика такой вакцины не выпускает. Поэтому иммунизация ведётся либо французской моновакциной Рудивакс или комплексным американским средством MMR. Первая инъекция ставится в годовалом возрасте. Бустерная доза положена в 6 лет. Постинъекционных реакций, как правило, не наблюдается;
- от гепатита А. Вакцинопрофилактика осуществляется бельгийским средством Хаврикс-720, начиная с года жизни по 2-х кратной схеме: в 6 и 12 мес.
Иммуноглобулины для внутривенного введения
Пассивная иммунизация у малышей ведётся внутривенными иммуноглобулинами (ВВИГ). Это самое перспективное направление среди иммуномодулирующих средств. Они показали высокую эффективность при лечении тяжёлых бактериальных и вирусных патологий у детей раннего возраста, а также при сепсисе новорожденных. Сегодня в РФ лицензировано около 10 препаратов ВВИГ различных производителей.
Средства для вакцинации детей от кори
Экстренная ПИ проводится в очаге заражения детям от 3-х мес. и до 2-х лет (от кори непривитым и ранее не болевшим) нормальным человеческим иммуноглобулином. Лучшее время для его введения – первые 3 суток (но не более 5 дней) с момента контакта.
Вакцина коревая культуральная живая сухая
Серопрофилактика кори малышам ведётся специфическим иммуноглобулином в дозе 0,5 мл. Гарантированная защита – не более 1 мес. Для экстренной ИП применяется вакцина Л-16. Плановая АИ осуществляется также моновакциной Л-16 и французским Руваксом.
Кроме того, иммунизация может вестись тривакциной КПК и американским ММR II. После противокоревого прививания у малышей может диагностироваться лёгкое недомогание, иногда наблюдается незначительное высыпание. Такая симптоматика быстро проходит, и состояние ребёнка нормализуется. Малыши с подобной реакцией на вакцину не заразны.
Меры предосторожности
В ряде случаев и вакцины, и анатоксины могут вызвать нежелательные постпрививочные проявления. Это нормальное явление, поскольку данные лекарства призваны спровоцировать организм на выработку защитных реакций, что приводит к мобилизации всех сил организма.
Есть ряд противопоказаний, характерный для большинства препаратов:
- сильная реакция на предыдущее прививание. Это может быть отёк или гиперемия места прокола;
- аллергии. Особенно на яичный белок при вакцинировании препаратами с его содержанием;
- различные невралгии. Часто диагностируются при введении коклюшсодержащих вакцин;
- иммунодефициты и онкологии.
- тяжёлые формы нарушения ЦНС.
Перечисленные реакции для современных препаратов маловероятны, поскольку к применению допускаются только те средства, которые прошли проверку на реактогенность и безопасность.
Для эффективной иммунизации необходимы 2 условия:
- тщательное обследование пациента перед процедурой для выявления скрытых и явных патологий, которые могут стать причиной для медотвода;
- и корректная постановка инъекции, что находится в компетенции медперсонала.
Выполнение правил обеспечит малышу безопасную и действенную иммунизацию.
Видео по теме
Об активной и пассивной иммунизация недоношенных детей в видео:
Иммунизация — самый мощный способ предотвратить заболевание. Благодаря ей были уничтожены или значительно сокращены распространённые ранее страшные инфекции. Поэтому иммунопрофилактика – дело полезное и необходимое.
Источник
Ïåðèîäû îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë â îòâåò íà ïåðâè÷íîå ââåäåíèå âàêöèíû. Àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ — ôîðìèðîâàíèå äëèòåëüíîé çàùèòû îðãàíèçìà. Âèäû ïðåïàðàòîâ äëÿ ïàññèâíîé èììóíèçàöèè. Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê è ñðîêè èõ ïðîâåäåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Èììóíîïðîôèëàêòèêà
2. Àêòèâíàÿ è ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ
3. Êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê
Çàêëþ÷åíèå
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Èììóíèòåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâîêóïíîñòü çàùèòíûõ ðåàêöèé îðãàíèçìà, íàïðàâëåííûõ ïðîòèâ ãåíåòè÷åñêè ÷óæåðîäíûõ âåùåñòâ — ìèêðîáîâ, ïðîñòåéøèõ è èõ ïðîäóêòîâ, òðàíñïëàíòèðîâàííûõ òêàíåé, ïîãèáøèõ êëåòîê ñîáñòâåííîãî îðãàíèçìà è äðóãèõ àíòèãåíîâ.
Èììóíîïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé — ñèñòåìà ìåðîïðèÿòèé, îñóùåñòâëÿåìûõ â öåëÿõ ïðåäóïðåæäåíèÿ, îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ è ëèêâèäàöèè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïóòåì ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê;
— ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè — ââåäåíèå â îðãàíèçì ÷åëîâåêà ìåäèöèíñêèõ èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ äëÿ ñîçäàíèÿ ñïåöèôè÷åñêîé íåâîñïðèèì÷èâîñòè ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì;
— ìåäèöèíñêèå èììóíîáèîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû — âàêöèíû, àíàòîêñèíû, èììóíîãëîáóëèíû è ïðî÷èå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ñîçäàíèÿ ñïåöèôè÷åñêîé íåâîñïðèèì÷èâîñòè ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì;
— íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê — íîðìàòèâíûé ïðàâîâîé àêò, óñòàíàâëèâàþùèé ñðîêè è ïîðÿäîê ïðîâåäåíèÿ ãðàæäàíàì ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê;
Àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ, èëè âàêöèíàöèÿ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ââåäåíèå âàêöèíû èëè àíàòîêñèíà äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ äëèòåëüíîé çàùèòû îðãàíèçìà. Æèâûå âàêöèíû îáû÷íî ïðîòèâîïîêàçàíû áîëüíûì, ïîëó÷àþùèì èììóíîñóïðåññîðû, íà ôîíå ëèõîðàäêè èëè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè.
Ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ñîçäàíèå âðåìåííîãî èììóíèòåòà â îðãàíèçìå ïóòåì ââåäåíèÿ ÷óæåðîäíûõ èììóííûõ ñóáñòàíöèé, òàêèõ êàê àíòèòåëà.
Ñîâðåìåííûé ìèð íåìûñëèì áåç èììóíîïðîôèëàêòèêè, ïîçâîëèâøåé ëèêâèäèðîâàòü îñïó è âçÿòü ïîä êîíòðîëü ìíîãèå òÿæåëûå èíôåêöèè, îáóñëîâëèâàâøèå âûñîêóþ çàáîëåâàåìîñòü è ñìåðòíîñòü, â ïåðâóþ î÷åðåäü, â äåòñêîì âîçðàñòå.
1. Èììóíîïðîôèëàêòèêà
Îáðàçîâàíèå àíòèòåë â îòâåò íà ïåðâè÷íîå ââåäåíèå âàêöèíû õàðàêòåðèçóåòñÿ 3 ïåðèîäàìè:
· ëàòåíòíûé ïåðèîä èëè «ëàã-ôàçà» — èíòåðâàë âðåìåíè ìåæäó ââåäåíèåì àíòèãåíà (âàêöèíû) â îðãàíèçì è ïîÿâëåíèåì àíòèòåë â êðîâè. Åãî äëèòåëüíîñòü ñîñòàâëÿåò îò íåñêîëüêèõ ñóòîê äî 2-õ íåäåëü â çàâèñèìîñòè îò âèäà, äîçû, ñïîñîáà ââåäåíèÿ àíòèãåíà, îñîáåííîñòåé èììóííîé ñèñòåìû ðåáåíêà;
· ïåðèîä ðîñòà. Äëÿ íåãî õàðàêòåðíî áûñòðîå íàðàñòàíèå àíòèòåë â êðîâè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ýòîãî ïåðèîäà ìîæåò ñîñòàâëÿòü îò 4 äíåé äî 4 íåäåëü; ïðèìåðíî. 3 íåäåëè â îòâåò íà ñòîëáíÿ÷íûé è äèôòåðèéíûé àíàòîêñèíû, 2 íåäåëè — íà êîêëþøíóþ âàêöèíó.
Áûñòðî íàðàñòàþò àíòèòåëà íà ââåäåíèå êîðåâîé, ïàðîòèòíîè âàêöèí, ÷òî ïîçâîëÿåò èñïîëüçîâàòü àêòèâíóþ èììóíèçàöèþ äëÿ ýêñòðåííîé ïðîôèëàêòèêè êîðè è ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà ïðè åå ïðîâåäåíèè â ïåðâûå 2—3 äíÿ êîíòàêòà.  ñëó÷àå äèôòåðèè è êîêëþøà ýòîò ìåòîä ïðîôèëàêòèêè íåýôôåêòèâåí, òàê êàê íàðàñòàíèå òèòðîâ àíòèòåë äî ïðîòåêòèâíîãî (çàùèòíîãî) óðîâíÿ ïðè ââåäåíèè äèôòåðèéíîãî àíàòîêñèíà è êîêëþøíîé âàêöèíû ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå áîëåå ïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè, ÷åì èíêóáàöèîííûé ïåðèîä;
· ïåðèîä ñíèæåíèÿ — íàñòóïàåò ïîñëå äîñòèæåíèÿ ìàêñèìàëüíîãî óðîâíÿ àíòèòåë â êðîâè, ïðè÷åì èõ êîëè÷åñòâî ñíèæàåòñÿ âíà÷àëå áûñòðî, à çàòåì ìåäëåííî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò è äåñÿòèëåòèé.
2. Àêòèâíàÿ è ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ
Àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ, èëè âàêöèíàöèÿ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ââåäåíèå âàêöèíû èëè àíàòîêñèíà äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ äëèòåëüíîé çàùèòû îðãàíèçìà. Æèâûå âàêöèíû îáû÷íî ïðîòèâîïîêàçàíû áîëüíûì, ïîëó÷àþùèì èììóíîñóïðåññîðû, íà ôîíå ëèõîðàäêè èëè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè. Àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ äåéñòâóåò ïðîôèëàêòè÷åñêè — ÷åðåç îïðåäåëåííîå âðåìÿ è íà äëèòåëüíûé ñðîê (ïîñëå âàêöèíàöèè Ñòîëáíÿ÷íûì Àíàòîêñèíîì (ÀÑ) — 2 ãîäà, ïîñëå 1-é ðåâàêöèíàöèè ÀÑ — äî 5 ëåò, ïîñëå íåñêîëüêèõ ðåâàêöèíàöèé ÀÑ — äî 10 ëåò).
· Æèâûå âàêöèíû — ñîñòîÿò èç æèâûõ àòòåíóèðîâàííûõ (îñëàáëåííûõ) âèðóñîâ — êîðåâàÿ, ïîëèîìèåëèòíàÿ Ñåéáèíà, ïàðîòèòíàÿ, êðàñíóøíàÿ, ãðèïïîçíàÿ è äðóãèå. Âàêöèííûé âèðóñ ðàçìíîæàåòñÿ â îðãàíèçìå õîçÿèíà è èíäóöèðóåò êëåòî÷íûé, ãóìîðàëüíûé, ñåêðåòîðíûé èììóíèòåò, ñîçäàâàÿ çàùèòó âñåõ âõîäíûõ âîðîò èíôåêöèè. Æèâûå âàêöèíû ñîçäàþò âûñîêîíàïðÿæåííûé, ïðî÷íûé è äëèòåëüíûé èììóíèòåò.
Âàêöèíû ïðèìåíÿþò âíóòðèâåííî, âíóòðèìûøå÷íî, ïîäêîæíî è âíóòðèêîæíî. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì ÿâëÿåòñÿ âíóòðèêîæíûé.
Âåñüìà âàæíûì òðåáîâàíèåì ñïåöèôè÷åñêîé àêòèâíîé èììóíîòåðàïèè ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíûé âûáîð äëÿ êàæäîãî áîëüíîãî ðàáî÷åé äîçû âàêöèíû. Áîëüøèå äîçû ïðåïàðàòà ìîãóò îêàçàòü èììóíîäåïðåññèâíîå äåéñòâèå è âûçâàòü ðåöèäèâ çàáîëåâàíèÿ, à ìàëûå — âîîáùå íå äàþò íåîáõîäèìîãî ýôôåêòà.
Íåäîñòàòêè: 1.Âîçìîæíà ðåâåðñèÿ âèðóñà, òî åñòü ïðèîáðåòåíèå èì âèðóëåíòíûõ ñâîéñòâ — âàêöèíî-àññîöèèðîâàííûé ïîëèîìèåëèò. 2. Èõ òðóäíî êîìáèíèðîâàòü, òàê êàê âîçìîæíà èíòåðôåðåíöèÿ âèðóñîâ è îäíà èç âàêöèí ñòàíîâèòñÿ íåýôôåêòèâíîé. 3.Òåðìîëàáèëüíû. 4. Åñòåñòâåííî öèðêóëèðóþùèé äèêèé âèðóñ ìîæåò òîðìîçèòü ðåïëèêàöèþ âàêöèííîãî âèðóñà è ñíèçèòü ýôôåêòèâíîñòü âàêöèí (ðàçìíîæåíèå ïîëèîâèðóñà ìîæåò ïîäàâëÿòüñÿ äðóãèìè ýíòåðî-âèðóñàìè).
Âàæíî äî ââåäåíèÿ æèâîé âàêöèíû âûÿâèòü äåòåé ñ èììóíîäåôèöèòîì. Æèâûå âàêöèíû íå ñëåäóåò ââîäèòü áîëüíûì, ïîëó÷àþùèì ñòåðîèäû, èììóíîäåïðåññàíòû, ðàäèîòåðàïèþ, à òàêæå áîëüíûì ëèìôîìàìè è ëåéêîçàìè. Æèâûå âàêöèíû ïðîòèâîïîêàçàíû áåðåìåííûì æåíùèíàì â ñâÿçè ñ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ïëîäà.
Âàêöèíû, ñîäåðæàùèå ïåðåêðåñòíî ðåàãèðóþùèå æèâûå ìèêðîîðãàíèçìû, âûçûâàþùèå ïðè ââåäåíèè ÷åëîâåêó îñëàáëåííóþ èíôåêöèþ, êîòîðàÿ çàùèùàåò îò áîëåå òÿæåëîé. Ïðèìåðîì òàêîé âàêöèíû ÿâëÿåòñÿ ÁÖÆ, ïðèãîòîâëåííàÿ èç ìèêðîáà, âûçûâàþùåãî òóáåðêóëåç êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà.
· Óáèòûå âàêöèíû (êîêëþøíàÿ), èõ ëåãêî äîçèðîâàòü è êîìáèíèðîâàòü ñ äðóãèìè âàêöèíàìè, òåðìîñòàáèëüíû. Âûçûâàþò ïîÿâëåíèå íåñêîëüêèõ òèïîâ àíòèòåë, â òîì ÷èñëå è îïñîíèíîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ôàãîöèòîçó ìèêðîîðãàíèçìîâ. Íåêîòîðûå êëåòî÷íûå âàêöèíû, íàïðèìåð, êîðïóñêóëÿðíàÿ êîêëþøíàÿ, îêàçûâàþò àäúþâàíòíîå äåéñòâèå, óñèëèâàÿ èììóííûé îòâåò íà äðóãèå àíòèãåíû, âõîäÿùèå â ñîñòàâ àññîöèèðîâàííûõ âàêöèí (ÀÊÄÑ).
Íåäîñòàòêîì óáèòûõ âàêöèí ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îíè ñîçäàþò òîëüêî ãóìîðàëüíûé íåñòîéêèé èììóíèòåò, ïîýòîìó äëÿ äîñòèæåíèÿ ýôôåêòèâíîé çàùèòû íåîáõîäèìî ââîäèòü âàêöèíó íåñêîëüêî ðàç ïðè âàêöèíàöèè è ïîâòîðíî íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè. Òàê 4-êðàòíîå ââåäåíèå êîêëþøíîé âàêöèíû ñîçäàåò èììóíèòåò íà 2 ãîäà.
Óáèòûå âàêöèíû ÷àñòî ïðèõîäèòñÿ ââîäèòü ñ àäúþâàíòîì — âåùåñòâîì, êîòîðîå ïðè îäíîâðåìåííîé èíúåêöèè ñ àíòèãåíîì óâåëè÷èâàåò èììóííûé îòâåò. Ïðèíöèï äåéñòâèÿ áîëüøèíñòâà àäúþâàíòîâ â ñîçäàíèè ðåçåðâóàðà, â êîòîðîì àíòèãåí äëèòåëüíîå âðåìÿ ñîõðàíÿåòñÿ ëèáî â ñâîáîäíîì âèäå âî âíåêëåòî÷íîì ïðîñòðàíñòâå, ëèáî âíóòðè ìàêðîôàãîâ.  êà÷åñòâå àäúþâàíòà îáû÷íî èñïîëüçóþò ñîåäèíåíèÿ àëþìèíèÿ (ôîñôàò èëè ãèäðîîêèñü).
Âñå óáèòûå âàêöèíû ñîäåðæàò êîíñåðâàíò — ìåðòèîëÿò, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé îðãàíè÷åñêóþ ñîëü ðòóòè. Åãî ñîäåðæàíèå â âàêöèíå íè÷òîæíî ìàëî (ìåíåå 0,1 ìã/ìë) è, êðîìå òîãî, ðòóòü â ìåðòèîëÿòå ñîäåðæèòñÿ íå â àêòèâíîé, à â ñâÿçàííîé ôîðìå, ÷òî èñêëþ÷àåò êàêîå-ëèáî åå âëèÿíèå íà îðãàíèçì.
Ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ñîçäàíèå âðåìåííîãî èììóíèòåòà â îðãàíèçìå ïóòåì ââåäåíèÿ ÷óæåðîäíûõ èììóííûõ ñóáñòàíöèé, òàêèõ êàê àíòèòåëà.
Ïàññèâíûå èììóííûå ïðåïàðàòû (èììóíîãëîáóëèí, ñûâîðîòêè) äåéñòâóþò íåìåäëåííî, íî áûñòðî ðàçðóøàþòñÿ, ÷òî íå ïîçâîëÿåò èõ èñïîëüçîâàòü äëÿ äëèòåëüíîé çàùèòû îò èíôåêöèé. Çàòî ýòî âåëèêîëåïíîå ñðåäñòâî äëÿ ýêñòðåííîé ïðîôèëàêòèêè áåøåíñòâà (ïðè óêóñàõ), ñòîëáíÿêà (ïðè òðàâìàõ), ãðèïïà, êîðè, ïàðîòèòà, êëåùåâîãî ýíöåôàëèòà è ðÿäà äðóãèõ èíôåêöèé, à òàêæå ëå÷åíèÿ ñòàôèëîêîêêîâîé èíôåêöèè è ëèõîðàäêè Ýáîëà.
Äëÿ ïàññèâíîé èììóíèçàöèè ïîëüçóþòñÿ òðåìÿ âèäàìè ïðåïàðàòîâ:
— íîðìàëüíûìè ÷åëîâå÷åñêèìè èììóíîãëîáóëèíàìè (óñòàðåâøåå íàçâàíèå — ãàììàãëîáóëèí) äëÿ â/ì èëè â/â ââåäåíèÿ;
— ñïåöèôè÷åñêèìè ÷åëîâå÷åñêèìè èììóíîãëîáóëèíàìè ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì àíòèòåë ïðîòèâ îïðåäåëåííûõ âîçáóäèòåëåé (íàïðèìåð, ïðîòèâ âèðóñà ãåïàòèòà Â);
— ñïåöèôè÷åñêèìè ñûâîðîòêàìè, â òîì ÷èñëå àíòèòîêñè÷åñêèìè, ïîëó÷åííûìè îò èììóíèçèðîâàííûõ æèâîòíûõ.
Ñ ïîìîùüþ ïàññèâíîé èììóíèçàöèè ìîæíî ñîçäàòü òîëüêî âðåìåííûé èììóíèòåò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 1-6 íåä. Õîòÿ ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ âûçûâàåò êðàòêîâðåìåííîå ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè ê âîçáóäèòåëþ, åå äåéñòâèå ïðîÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííî. Ïîâòîðíàÿ ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ íå óñèëèâàåò èììóíèòåò è ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ îñëîæíåíèÿìè. Åå îáû÷íî ïðîâîäÿò ïîñëå êîíòàêòà ñ âîçáóäèòåëåì è ïðè íåâîçìîæíîñòè àêòèâíîé èììóíèçàöèè.
3. Êàëåíäàðüïðîôèëàêòè÷åñêèõïðèâèâîê
Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê óòâåðæäàåòñÿ ôåäåðàëüíûì îðãàíîì èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè â îáëàñòè çäðàâîîõðàíåíèÿ.
Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè ïðîòèâ ãåïàòèòà Â, äèôòåðèè, êîêëþøà, êîðè, êðàñíóõè, ïîëèîìèåëèòà, ñòîëáíÿêà, òóáåðêóëåçà, ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà.
Óêàçàííûå ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè ïðîâîäÿòñÿ âñåì ãðàæäàíàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ñðîêè, óñòàíîâëåííûå íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.
1. ÁÖÆ ( BCG — ñîêðàùåíèå îò áàöèëëà Êàëüìåòà-Ãåðåíà — bacillus Calmett — Gerren). Æèâûå îñëàáëåííûå ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà âàêöèîííîãî øòàììà ÁÖÆ â 1.5% ðàñòâîðå ãëóòàìàòà.
Âàêöèíàöèÿ: íà 5-7 äåíü æèçíè â ðîäèëüíîì äîìå â âåðõíþþ òðåòü ëåâîãî ïëå÷à âíóòðèêîæíî. Ðåâàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ: â 6-7 ëåò (1 êëàññ).  11-12 ëåò (5 êëàññ).  16-17 ëåò (10 êëàññ). È äàëåå êàæäûå 5-7 ëåò äî 30 ëåò. Ïðè îòðèöàòåëüíîé ðåàêöèè Ìàíòó
Äåòÿì, îñëàáëåííûì è ðîæäåííûì ñ ìàññîé òåëà ìåíåå 2300, äåëàåòñÿ ïðèâèâêà âàêöèíîé ÁÖÆ-Ì (minima). Åñëè ðóá÷èê íå ñôîðìèðîâàëñÿ, òî â 6 ìåñÿöåâ ïðîâîäÿò ðåâàêöèíàöèþ (ïåðåä ýòèì îáÿçàòåëüíî âûïîëíÿåòñÿ ðåàêöèÿ Ìàíòó).
2. Ïîëèîìèåëèòíàÿ âàêöèíà (òðèâàêöèíà Ñåáèíà) ñîñòîèò èç 3-õ ñåðîòèïîâ âèðóñà. Ñîäåðæèò æèâûå îñëàáëåííûå ïîëèîìèåëèòíûå âèðóñû.
Âàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ñ 3-õ ìåñÿöåâ — òðèæäû ñ èíòåðâàëîì 1.5 ìåñÿöà ïåðîðàëüíî â äðàæå èëè êàïëÿõ.
Ðåâàêöèíàöèÿ: íà 2-ì ãîäó æèçíè äâàæäû ñ èíòåðâàëîì 1.5 ìåñÿöà. Íà 3-ì ãîäó æèçíè ñ èíòåðâàëîì 1.5 ìåñÿöà äâàæäû. Â 7-8 ëåò îäíîêðàòíî. Â 15-16 ëåò îäíîêðàòíî.
3. ÀÊÄÑ (Àäñîðáèðîâàííàÿ êîêëþøíî-äèôòåðèéíàÿ ñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíà) Ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé î÷èùåííûå àíàòîêñèíû: äèôòåðèéíûé è ñòîëáíÿ÷íûé, à òàêæå âçâåñü óáèòûõ êîêëþøíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ àäñîðáèðîâàííûõ íà ãèäðîîêèñè àëþìèíèÿ. Ñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà äèôòåðèè ïðîâîäèòñÿ î÷èùåííûì äèôòåðèéíûì àíàòîêñèíîì âõîäÿùèì â ñîñòàâ àäñîðáèðîâàííîé êîêëþøíî-äèôòåðèéíîé ñòîëáíÿ÷íîé âàêöèíû.
Âàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ñ 3-õ ìåñÿöåâ òðèæäû ñ èíòåðâàëîì â 1.5 ìåñÿöà ïî 0.5 ìë âíóòðèìûøå÷íî (âìåñòå â ïîëèîìèåëèòíîé âàêöèíîé).
Ðåâàêöèíàöèÿ
Ïåðâàÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç 1,5 — 2 ãîäà ïîñëå òðåòüåé âàêöèíàöèè. ÀÊÄÑ.  9 ëåò — ÀÄÑ-Ì ( áåç êîêëþøíîãî êîìïîíåíòà).  16 ëåò — ÀÄÑ-Ì â 26 ëåò — ÀÄÑ-Ì
Äàëåå êàæäûå 10 ëåò. Åñëè ðåáåíîê îñëàáëåí, ëèáî ñ àëëåðãîïàòîëîãèåé, òî åãî ìîæíî ïðèâèâàòü ñðàçó ÀÄÑ-Ì ( â 3 è 4.5 ìåñÿöà) è äàëüøå ÷åðåç 5-9 ìåñÿöåâ îäíîêðàòíî. Ñòàðøèå äåòè ïðèâèâàþòñÿ òàêæå êàê è ÀÊÄÑ.
Òàêèì îáðàçîì ïðîôèëàêòèêà êîêëþøà ïðîâîäèòñÿ âçâåñüþ óáèòûõ êîêëþøíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ âõîäÿùèõ â ñîñòàâ ÀÊÄÑ ñ 3- ìåñ òðèæäû ñ èíòåðâàëîì 1.5 ìåñÿöà, ïåðâàÿ ðåâàêöèíàöèÿ ÷åðåç 1.5 — 2 ãîäà.
4. Ïðîòèâîêîðåâàÿ âàêöèíà. Ñîäåðæèò æèâûå îñëàáëåííûå êîðåâûå âèðóñû. Âàêöèíàöèÿ â 12 ìåñÿöåâ îäíîêðàòíî ïîäêîæíî.
Ðåâàêöèíàöèÿ â 6-7 ëåò ïîäêîæíî ïî 0.5 ìë. îáÿçàòåëüíî ïðîâåðÿþò òèòð àíòèòåë ïðîòèâîêîðåâûõ ( ÐÒÃÀ — 1/4, ÐÏÃÀ — òèòð 1/10 è âûøå — ïðîâåðêà íàïðÿæåííîñòè èììóíèòåòà). Ýòè òèòðû óêàçûâàþò íà õîðîøèé ïðîòèâîêîðåâîé èììóíèòåò è â ñëó÷àå êîíòàêòà ñ áîëüíûì êîðüþ ïðîòèâîêîðåâîé ãàììà-ãëîáóëèí ìîæíî íå ââîäèòü.
5. Ïðîòèâîïàðîòèòíàÿ âàêöèíà. Ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé æèâûå îñëàáëåííûå ïàðîòèòíûå âèðóñû. Âàêöèíàöèÿ â 14 ìåñÿöåâ îäíîêðàòíî.
Âîçðàñò | Íàèìåíîâàíèå ïðèâèâêè | Âàêöèíà |
Íîâîðîæä¸ííûå (â ïåðâûå 12 ÷àñîâ æèçíè) | Ïåðâàÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âèðóñíîãî ãåïàòèòà B | |
Íîâîðîæä¸ííûå (3—7 äíåé) | Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóë¸çà | ÁÖÆ-Ì |
3 ìåñÿöà | Âòîðàÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âèðóñíîãî ãåïàòèòà Â | |
3 ìåñÿöà | Ïåðâàÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà | ÀÊÄÑ |
4,5 ìåñÿöà | Âòîðàÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà | ÀÊÄÑ |
6 ìåñÿöåâ | Òðåòüÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà Òðåòüÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âèðóñíîãî ãåïàòèòà Â | ÀÊÄÑ |
12 ìåñÿöåâ | Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà | |
18 ìåñÿöåâ | Ïåðâàÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà | ÀÊÄÑ |
20 ìåñÿöåâ | Âòîðàÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ïîëèîìèåëèòà | |
6 ëåò | Ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà | |
7 ëåò | Ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóë¸çà Âòîðàÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà | ÁÖÆ ÀÄÑ |
13 ëåò | Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ êðàñíóõè (äåâî÷êè) Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âèðóñíîãî ãåïàòèòà  (ðàíåå íå ïðèâèòûå) | |
14 ëåò | Òðåòüÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà Ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóë¸çà Òðåòüÿ ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ïîëèîìèåëèòà | ÀÄÑ ÁÖÆ |
Âçðîñëûå | Ðåâàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà — êàæäûå 10 ëåò îò ìîìåíòà ïîñëåäíåé ðåâàêöèíàöèè | ÀÄÑ |
Çàêëþ÷åíèå
Êàæäàÿ ñòðàíà ïîëüçóåòñÿ ñâîèì íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê, êîòîðûé ïðåäóñìàòðèâàåò ïðîâåäåíèå ïëàíîâîé ìàññîâîé âàêöèíàöèè íàñåëåíèÿ.
Íåîáõîäèìîñòü âêëþ÷åíèÿ îòäåëüíûõ âàêöèí â êàëåíäàðü ïðèâèâîê, ñðîêè è ñõåìû âàêöèíàöèè çàâèñÿò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: óðîâíÿ çàáîëåâàåìîñòè, òÿæåñòè òå÷åíèÿ èíôåêöèè, ðèñêà çàáîëåâàíèÿ, âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ èììóíèòåòà è ïîáî÷íûõ ðåàêöèé íà âàêöèíàöèþ, âëèÿíèÿ ìàòåðèíñêèõ àíòèòåë, ðèñêà ðàçâèòèÿ ïîñòâàêöèíàëüíûõ îñëîæíåíèé, âîçìîæíîñòè îáåñïå÷åíèÿ âàêöèíàìè.
Âàêöèíîïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïðîâîäèòñÿ â ðàìêàõ ïëàíîâûõ ïðèâèâîê è ïðèâèâîê ïî ýïèäåìè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì.
Ê ïëàíîâûì îòíîñÿòñÿ ïðèâèâêè, ïðîâîäèìûå âî âñåõ ðåãèîíàõ ñòðàíû â ðàìêàõ êàëåíäàðÿ ïðèâèâîê.
Îñíîâíûå îòëè÷èÿ êàëåíäàðÿ ïðèâèâîê Ðîññèè îò êàëåíäàðÿ ïðèâèâîê âåäóùèõ ñòðàí ìèðà:
Ïðîâåäåíèå âàêöèíàöèè ïðîòèâ òóáåðêóëåçà âñåì íîâîðîæäåííûì äåòÿì (ýòî ñâÿçàíî ñ âûñîêèì ðèñêîì çàðàæåíèÿ òóáåðêóëåçîì â Ðîññèè)
Ê ïðèâèâêàì ïî ýïèäåìè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì îòíîñÿòñÿ ïðèâèâêè, ïðîâîäèìûå íàñåëåíèþ, ïðîæèâàþùåìó íà òåððèòîðèÿõ, íà êîòîðûõ âûñîê ðèñê çàðàæåíèÿ òîé èëè èíîé èíôåêöèîííîé áîëåçíüþ, à òàêæå ëèöàì ñ âûñîêèì ðèñêîì çàðàæåíèÿ è ëèöàì, ïðåäñòàâëÿþùèì îïàñíîñòü äëÿ îêðóæàþùèõ â ñëó÷àå èõ çàáîëåâàíèÿ.
Ïðèâèâêè ïî ýïèäåìè÷åñêèì (ýêñòðåííûì) ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ íåáëàãîïðèÿòíîé ýïèäåìè÷åñêîé ñèòóàöèè (íàïðèìåð, ãðèïï, ìåíèíãèò), à òàêæå â ñëó÷àå êîíòàêòà âîñïðèèì÷èâîãî (íåïðèâèòîãî) ëèöà ñ èñòî÷íèêîì èíôåêöèè (íàïðèìåð, ñòîëáíÿê, áåøåíñòâî).
àíòèòåëî âàêöèíà èììóíèçàöèÿ êàëåíäàðü ïðèâèâêà
Ëèòåðàòóðà
1. Èììóíîïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé; Ïîä ðåä. ×èñòåíêî Ã.Í.; Íîâîå çíàíèå; 2002- 28ñ.
2. Ðóêîâîäñòâî ïî ïðîôèëàêòèêå â ïðàêòè÷åñêîì çäðàâîîõðàíåíèè. Ïîä ðåä. Ãëàçóíîâà È.Ñ., Îãàíîâà Ð.Ã. è äð. — Ì.: 2000 — 67 ñ.
3. Ñåìåíîâ Á.Ô., Áàðàíîâ À.À.(ðåä). Âàêöèíîïðîôèëàêòèêà ïðè íàðóøåíèÿõ çäîðîâüÿ. Ì.; 2001- 143ñ.
4. Òàòî÷åíêî Â.Ê., Îçåðåöêîâñêèé Í.À., Èììóíîïðîôèëàêòèêà: (ñïðàâî÷íèê. — 6-å èçä., äîï.). Ì., 2003 — 174ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник