Эпидемии изменившие ход истории оспа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Впервые люди смогли увидеть вирусы в 1930-е годы, когда появились электронные микроскопы, а до этого человечеству приходилось сражаться с невидимым врагом. Впрочем, и сегодня, спустя 90 лет исследований, экспериментов и теорий, инфекционные агенты то и дело бросают вызов целым континентам. Человеческая цивилизация в любой момент может столкнуться с угрозой, которая придет словно из ниоткуда, и к этому нужно быть готовыми. Оружием на этой войне может стать накопленный медиками многолетний опыт и эффективные вакцины, которых не существовало в те времена, когда эпидемии опустошали десятки городов. «Вокруг света» рассказывает о пяти самых серьезных эпидемиях в истории, часть из которых была вызвана вирусами и которые унесли огромное количество жизней, сообщает портал WWW.PLANETANOVOSTI.COM.

Чума

Чума — пожалуй, одна из самых страшных болезней, когда-либо обрушившихся на землю. Массовые стихийные пандемии, ужас, охватывающий и парализующий десятки стран, изуродованные болезнью тела, сваленные в братские могилы, жутковатые чумные доктора и отсутствие какой бы то ни было надежды — все это превратило чуму в нарицательное понятие, под которым подразумевают что-то неотвратимое, ужасающее и невероятно опасное. Человечество пережило как минимум шесть крупных вспышек этого заболевания, из которых три относят к пандемиям, что в переводе с древнегреческого означает «весь народ».

Первая известная волна получила название «юстинианова чума», поскольку пришлась на правление византийского императора Юстиниана I. Началась она в Египте, а позже распространилась на весь цивилизованный мир: эпидемия продлилась около полутора веков, спорадически проявляясь в разных регионах, однако пик ее пришелся на середину VI века н. э. Тогда в Константинополе ежедневно умирало приблизительно 5000 человек, а иногда число жертв достигало и 10 000 в день — к концу самого острого периода вспышки население столицы Византийской империи сократилось на 40%. Всего же, по самым приблизительным оценкам, «юстинианова чума» унесла около 125 миллионов жизней: 100 млн на Востоке и еще 25 млн в Европе. В городах вместо людей поселились хаос и разруха, ремесла были заброшены, экономика пришла в упадок. По свидетельствам очевидцев, люди делились на две категории: те, кто был уже мертв, и те, кто выносил мертвые тела за пределы города. Других занятий просто не осталось.

Вторая пандемия чумы разразилась в середине XVI века. Она прокатилась по Азии, Европе, Северной Африке и даже дошла до берегов Гренландии. Очагом ее называют пустыню Гоби, а в Европу мор был занесен из Восточного Китая монгольскими войсками во время опустошительных набегов будущей Золотой Орды на соседей. Хронология второй волны традиционно определяется 1346–1353 годами, однако отдельные вспышки фиксировались вплоть до конца века. В современных источниках эта волна известна как «черная смерть», хотя во времена эпидемии ее никто так не называл. Гипотетически этот термин восходит к исследователю XVII века, который допустил ошибку в переводе и трактовал слово «черный», alta, исключительно как цвет, хотя изначально оно описывало количество погибших. Аналогией в русском языке могут служить понятия «туча» или «тьма», что соответствуют общему числу умерших за два десятилетия разгула чумы: болезнь выкосила 60 миллионов человек.

Именно на время второй эпидемии приходится появление чумных докторов, которых невозможно перепутать ни с одними другими представителями профессиями: характерная маска с птичьим клювом и стеклами для глаз, длинное пальто из вощеной кожи, высокие сапоги и непременно трость, чтобы не притрагиваться к пациентам. Тогда же возникло слово «карантин»: в Венеции все прибывшие в город люди, корабли и товары отправлялись на специальный остров, чтобы исключить вероятность заражения. Там они находились ровно 40 дней, как Христос в пустыне, а 40 по-итальянски будет quaranta.

В третий раз человечество столкнулось с пандемией чумы уже в конце XIX века, хотя некоторые исследователи относят ее к финальному, пятому, относительно слабому пику второй пандемии. Эпидемия вспыхнула в 1855 году в китайской провинции Юньнань, откуда распространилась по всем обитаемым континентам: от Австралии до Кубы, от Российской Империи до Южной Америки, — для чумы не было ни преград, ни границ. Только в Индии и Китае от нее умерло более 12 миллионов человек, общее же число жертв оценить проблематично, поскольку нет четких временных рамок пандемии: предполагается, что завершилась она в 1911 году, когда закончилась последняя в истории крупная вспышка заболевания — чума в Маньчжурии (1910–1911 годы). Впрочем, именно третья волна чумного мора помогла ученым наконец установить этиологию болезни: в 1894 Александр Йерсен и Китасато Сибасабуро открыли возбудителя инфекции — чумную палочку Yersinia pestis, которую переносят блохи. После научного прорыва не за горами оказалась и разработка вакцины. Первопроходцем был иммунолог Владимир Хавкин, который в начале XX века создал вакцину из убитых чумных палочек.

Наиболее же эффективную, живую вакцину предложила в 1934 году советский бактериолог Магдалина Петровна Покровская. Так был положен конец тысячелетиям страха и отчаяния, хотя и сегодня, по статистике ВОЗ, чумой в мире ежегодно заражаются 2,5 тысячи человек. Совсем недавно, осенью 2017 года, была зафиксирована новая вспышка на Мадагаскаре, унесшая 165 жизней.

Холера

Холера, как и чума, в разговорной речи приобрела дополнительное значение: чаще всего она выступает в качестве ругательства, проклятия или характеристики неприятного человека. Над такой репутацией холера работала не одно тысячелетие: первые упоминания этой болезни встречаются еще у Гиппократа, да и корни у слова древнегреческие (оно переводится как «желчь» и «теку»). Впрочем, несмотря на то что холера была известна и античным цивилизациям, до XIX века она практически не выходила за пределы Индийского субконтинента: инфекция зарождалась и бушевала в основном в дельте Ганга, где для развития эпидемии были все условия — жара, влажность, грязь и нечистоты, массовое скопление людей и проведение церемоний на берегу реки.

В Европу, а оттуда и в остальной мир холеру завезли британские подданные во время активной колонизации Индии, а также купцы, которые вели торговлю с местным населением. В 1817 году началась первая пандемия холеры: всего их было семь, и шли они одна за другой, поэтому очень часто сложно провести разделительную черту. Первая волна (1817–1824) ударила по всей без исключения Азии и добралась до Астрахани, а Европу от вторжения спас небывалый мороз (реки, скованные льдом, стали непригодны для судоходства). Вторая пандемия (1829–1851) докатилась не только до Европы, но и до США и Японии, а в России она стала причиной холерных бунтов (1830–1831) — серии волнений и нападений на полицейские участки и чиновников, которых малограмотные люди подозревали в намеренной травле народа.

Третья пандемия (1852–1860) стала самой смертоносной эпидемией в XIX веке — она унесла жизни более 2,5 миллиона человек, во многом из-за того, что совпала по времени с Крымской войной (бесконечные перемещения войск, голод, разруха, ослабевший иммунитет и антисанитария). В этот период расцвета заболевания произошло сразу два связанных друг с другом памятных события: вспышка холеры на Брод-стрит (Лондон) в 1854 году, в которой за один день погибли 500 человек, и расследование доктора Джона Сноу, которому безошибочно удалось установить источник заражения — загрязненную воду из колонки. Его открытие дало толчок развитию всей эпидемиологии, санитарии и гигиены, а также системы водоснабжения.

Еще три пандемии холеры прокатились по миру с 1863 по 1923 год, после чего болезнь ушла «в отпуск» и вернулась в седьмой раз только в 1961 году. Последняя вспышка продлилась до 1975 года, и с тех пор официальных пандемий в мире зарегистрировано не было, однако отдельные случаи все же фиксируются, особенно в бедных странах, а по состоянию на 2010 год ежегодная смертность от этой инфекции составляла 100–130 тысяч человек. Всего же за историю от холеры погибло более 60 миллионов человек. Опасность ее заключается в том, что на первых порах она симптоматически похожа на отравление или дизентерию: постоянная жажда, рвота, слабость в мышцах, озноб, судороги, диарея, одышка. Если вовремя не распознать холеру, она перейдет в тяжелую стадию и в буквальном смысле иссушит человека до смерти.

Оспа

Вопреки распространенным представлениям, именно оспа, а не чума, была самой страшной для людей Средневековья болезнью. Чума, опустошавшая целые города, приходила волнообразно: пробушевав десятилетие, она отступала, позволяя перевести дух и восстановить силы перед следующим ударом. Оспа же превратилась в привычный, но от этого не менее безобразный жизненный фон. По оценкам исследователей, уже с XV века Европа представляла собой один большой оспенный лазарет, и практически никому не удавалось спастись от болезни. Появилась даже поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви». Впервые же человечество столкнулось с этим вирусом в начале нашей эры: родиной его считается ближневосточный регион, где инфекция передавалась людям от верблюдов.

Пандемия натуральной оспы, которую также называют черной, начиналась как отдельные волны заболеваний: в IV веке вирус ударил по Китаю, через два века — по Корее, еще через два — по Японии. Широкое распространение вируса по всему миру произошло во время арабо-мусульманских завоеваний VII–VIII веков: оспа проникла на огромные территории от Испании до Индии. В тот период эпидемии зафиксированы в Сирии, Палестине и Персии, Франции, Италии и Сицилии. С этого момента оспа прочно обосновалась в Европе и за несколько столетий унесла десятки миллионов жизней. Точное число погибших невозможно установить, поскольку масштаб пандемии приобрел катастрофические размеры.

Вирус не щадил никого: заражались одинаково старики и дети, крестьяне, императоры, короли и принцы, придворные, конкистадоры и аборигены. На протяжении многих веков оспа держала в страхе практически весь земной шар. Умирал примерно каждый шестой (а среди детей каждый третий), однако даже те, кому удалось выжить, навсегда оставались обезображены и изуродованы болезнью: глубокие точечные шрамы на месте гнойных нарывов покрывали все тело и лицо, к тому же почти все переболевшие теряли зрение.

Каждый народ изобретал свои методы борьбы с недугом: в Индии была собственная богиня оспы, Мариатале, которую необходимо было задабривать. Распространенным методом лечения были различные магические и оккультные практики: больных накрывали красной одеждой, которая должна была выманить заразу наружу, окуривали специальными травами, проводили болезненные ритуалы. Конечно, это все не приносило никаких заметных результатов, однако, согласно закону вызова-ответа, любая стрессовая социальная ситуация должна вывести цивилизацию на качественно новый уровень развития. Как ни ужасна была оспа для людей Средневековья, именно она стала тем вызовом, который привел к повсеместному распространению вакцинации.

Даже само слово «вакцина» родилось благодаря оспе. В 1796 году английский врач и натуралист Эдвард Дженнер, после 30 лет наблюдений и размышлений, впервые привил восьмилетнему мальчику коровью оспу (от лат. vacca — «корова»), не опасную для человека. Врач догадался, что это две разновидности одной и той же болезни и, подсадив «легкую» коровью оспу человеку, можно помочь ему выработать стойкий иммунитет к тяжелой форме вируса — натуральной оспе. Эксперимент оказался удачным, и вскоре вакцинация стала массовым явлением, обязательным не только в армии и на флоте, но и среди городского населения. Оспа стала первой в мире болезнью, которую человечеству удалось полностью победить благодаря вакцине, — последний случай был зафиксирован в 1977 году в Сомали.

Грипп

По сравнению с холерой, чумой и оспой грипп кажется совершенно безобидным, но это только на первый взгляд. Зачастую его называют тяжелой простудой, хотя такого заболевания не существует в природе. Грипп относится к ОРВИ — острым респираторным вирусным инфекциям и, по оценкам ВОЗ, ежегодно уносит 250–500 тысяч жизней, а число заболевающих достигает 3–5 миллионов. Поэтому грипп — это ни в коем случае не затянувшееся сезонное недомогание: в истории было несколько тяжелых пандемий, в которых погибли десятки миллионов.

Крупнейшая, самая известная и самая смертоносная эпидемия разгорелась в 1918 году, когда весь мир охватил испанский грипп, или, как его называли, «испанка». За 18 месяцев заразилось 550 миллионов человек — треть всей планеты, а погибло, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов, что делает эту пандемию одной из самых разрушительных катастроф в истории цивилизации. Ужас внушал не только масштаб пандемии, но и то, насколько стремительно протекала болезнь: нередко заразившиеся умирали уже на следующий день. Характерными симптомами были синеватый цвет лица и кашель с кровью.

Позже были азиатский, гонконгский, птичий и свиной грипп, которые в совокупности погубили более ста тысяч человек. В этой невероятной вариативности и способности мутировать и заключается опасность гриппа. В отличие от оспы, против которой разработана вакцина, эффективная практически во всех случаях, у гриппа бесконечное количество штаммов, и под каждый конкретный нужна своя вакцина — панацеи попросту нет.

Сегодня известно более 2000 вариантов гриппа, и это далеко не предел: грипп невозможно победить одним ударом, невозможно предсказать, какой именно штамм придет в тот или иной регион в этом году. Поэтому остается только постоянно следить за бактериологической ситуацией, пытаться делать осторожные прогнозы и работать над более или менее универсальной вакциной.

Лихорадка Эбола

Вирус Эбола — относительно молодой инфекционный агент: впервые о нем узнали лишь в 1976 году, когда в Демократической Республике Конго произошла вспышка заболевания, от которого за короткий промежуток времени погибли 400 человек. Вирус получил название Эбола в честь одноименной реки, в бассейне которой он был впервые выделен.

Долгое время вирус не выходил за пределы Центральной и Западной Африки, поэтому, когда в 2014 году мир внезапно охватила паника и слово «Эбола» зазвучало почти в каждом информационном выпуске, ученые оказались к этому не готовы — вакцины попросту не существовало. Как рассказывают эксперты проекта «Вирусы», действовать приходилось в экстремальных условиях в чрезвычайно сжатые сроки: разработка вакцины была похожа на гонку со временем, где на счету был каждый час.

Эпидемия 2014 года распространялась как пожар: она охватила почти весь мир и унесла порядка 12 тысяч жизней.

Летальность составляла 50%, то есть умирал каждый второй пациент. Атмосфера изо дня в день становилась все более напряженной: люди психологически не могли справиться со стрессом и постоянным страхом, начинали искать у себя симптомы заболевания и, как это ни парадоксально, находили их. На самом деле лихорадку Эбола на начальных этапах действительно можно спутать с другим недугом: высокая температура, озноб, кашель, головная боль и боль в животе, рвота, диарея и общая слабость сопровождают многие другие болезни. Опознавательным знаком здесь может служить боль и ломота в мышцах, которые развиваются через несколько дней после инфицирования.

Вспышка 2014 года помогла ученым разработать эффективную вакцину против вируса Эбола: она была представлена в 2016 году. Однако, как предупреждают эксперты, угроза не ликвидирована полностью. Последний случай был зафиксирован совсем недавно, 9 мая 2018 года в Демократической Республике Конго.

Источник

Речь пойдет об одной совершенно уникальной эпидемии в истории Европы – о болезни, которая больше ни разу не проявляла себя в виде глобальной пандемии, но все же продолжает присутствовать с нами до сих пор. В мировом масштабе, несмотря на то, что эту болезнь умеют сегодня успешно лечить, она продолжает оставаться весьма серьезной проблемой. Однако ее воздействие на европейскую историю и культуру очень трудно переоценить. И сравнить ее можно разве что только с последствиями великой чумы середины XIV века.

Еще большее влияние она оказала на нормы морали, на общественные отношения и во многом на развитие религиозных течений в Западной Европе. Что же это за болезнь? И с чего все началось?

Автор: Фёдор Викторович Лисицын. Канал День-ТВ и газета Завтра.

В 1495 году Италия периода Возрождения подверглась мощнейшему вторжению с Севера неприятельской армии: прекрасно вооруженной, имеющей боевой победоносный опыт, возглавляемой молодым и амбициозным королем, для которого не существовало никаких нравственных запретов, который был с одной стороны романтичен, с другой – прагматичен.

Это была армия французского короля Карла VIII, который предъявил свои династические права на Неаполитанское королевство. Правда, права были смутными, но подкрепленные мощнейшей армией были уже неоспоримы.

Остановить французскую армию было невозможно, она прошла сквозь Италию как нож сквозь масло и захватила Неаполь. Французский король стал называть себя неаполитанским королем и начались празднества в честь победы. Неаполитанцы решили сдаться, предложив французам все лучшее, что у них есть. Сюда входил и банкет в честь победителей, устроенный для короля и его высших офицеров.

Вот как французский историк Ги Бретон описывает это событие, которое сыграло важнейшую роль в истории и во многом повлияло на современный мир:

«В десять часов вечера, под деревьями ярко освещенного парка, за банкетным столом собрались две сотни гостей. Редкие, сдобренные пряностями блюда разносились в золоченой утвари необыкновенной красоты неаполитанками, одетыми в юбки с разрезом до пояса, сквозь который при каждом шаге открывалось все то, что не следовало бы демонстрировать во время обеда. Однако прекрасные ножки очаровательных созданий были далеко не самым поражающим зрелищем этого праздника. Фаворитка Карла восхитила и потрясла присутствующих, появившись перед ними с обнаженной грудью…».

Последствия банкета были таковы:

«… но однажды утром один из благородных кавалеров почувствовал непонятное для него покалывание. На следующий день и того хуже, появились боли, а вскоре все тело покрылось мелкими прыщами… Несчастные дорого заплатили за миг наслаждения. Тела их от головы до колен покрылись коростой, у некоторых провалились рты, другие ослепли. Последних, впрочем, можно считать счастливцами, поскольку они не могли видеть свое заживо гниющее тело. Спустя месяц эпидемия в рядах французской армии достигла масштабов подлинного бедствия… тысячи солдат очень скоро оказались отравленными. Сотни их поумирали, даже не поняв, откуда на них свалилась страшная болезнь…»

Почти 30-тысячная французская армия очень быстро стала деградировать. Болезнь распространилась и на Неаполь, и по всей Италии. Это вызвало панику во французских войсках и отступление. Войско Карла VIII, возвращаясь, рассеяло эту болезнь по всей Европе.

Речь идет о заболевании, которое мы сейчас называем сифилис. Свое название эта болезнь получила позднее, а тогда ее называли латинским словом «люэс» – зараза. Официально болезнь получила такое название в 1540 году. А. Паре назвал сифилис lues venerea («любовная чума»). Именно сифилис стал тем заболеванием, которое нарушило планы Франции по быстрому завоеванию итальянского королевства и вызвало длительные итальянские войны, закончившиеся только через 50 с лишним лет. В итоге Италия потеряла свою политическую самостоятельность на долгие годы, вплоть до середины XIX века.

Цена за такое массовое культурное сношение была непомерно велика. Солдаты Карла VIII, вернувшись во Францию, уже в 1496 году вызвали мощнейшую эпидемию сифилиса. В 1497 году болезнь добралась до Австрии, Венгрии и Польши. В 1499 году наблюдаются первые случаи заболевания сифилисом в России.

В 1500 году эпидемия сифилиса накрыла Турцию и Иран. Тогда же эпидемия была зафиксирована в Северной Африке, Египте, Турции. В том же году отмечаются отдельные случаи в Китае. А в 1503-1505 гг. – уже во Вьетнаме. И в 1512 году эпидемия сифилиса появилась в Японии.

Остановить эту инфекцию не удалось, распространялась она в первое время очень быстро, за отсутствием какого-либо иммунитета и сопротивляемости к этой болезни у людей. Пять миллионов жертв в Европе, не менее пяти миллионов погибло в Китае, и примерно десять миллионов на всю Азию, Африку и Дальний Восток.

Больше эпидемического развития эта болезнь никогда не имела. Она была просто спутником всей культуры европейского и азиатского человечества, постоянно присутствуя до наших дней в форме заболевания, передающегося половым путем.

Темпы и смертельная опасность заболевания, впервые попавшего в крупную человеческую популяцию, велики только в первое время. Дальше путем естественного отбора отбираются люди, у которых меньшие наследственные склонности и меньшая восприимчивость к этому заболеванию, появляется какой-то опыт у медицины ее лечить. Вторая и третья эпидемии уже при должной организации не являются столь разрушительными.

Но для сифилиса это не совсем так. Он, перестав быть эпидемией, постоянно присутствовал в человеческой популяции, продолжая отбирать. От 1,5% до 10% всех смертей до середины XIX века носили за собой причины именно сифилиса в разные времена в разных возрастных категориях. По степени общей смертности в процентах к инфекционным болезням, – а именно инфекционные болезни до XIX века и были главной причиной естественной смертности людей, – сифилис стоял позади оспы, но впереди чумы и холеры, где-то на одном уровне с тифом и прочими заразными заболеваниями.

Несмотря на то, что время от времени появляются сенсационные данные, что поражения, похожие на сифилис, были найдены на костях древних людей, что от него страдали английские монахи XIV века, что похожие симптомы описаны в Библии, большинство ученых склоняется к версии, что сифилис был завезен в Испанию в конце XV века моряками Христофора Колумба. А оттуда уже через связи испанцев с Италией или каких-то наемников в Неаполь.

Но мы должны понимать, что если в Европу он был завезен из Америки, то это стало бы новым заболеванием для всей Европы.

Почему вспышки не было сначала в Испании? Возможно, все дело в темпах распространения болезни или недостатке учета, потому как через несколько месяцев после зарегистрированной вспышки в Неаполе отмечаются серьезные проблемы с заболеванием похожем на сифилис в Барселоне в Испании. Тогда взгляды всей Европы, дипломатии были прикованы к итальянской войне – достаточно сенсационной своим быстрым развитием событий. Поэтому все случившееся было замечено в Италии раньше, чем в других странах.

Так или иначе, сифилис оказался страшной местью американских индейцев за оспу, корь и другие болезни, которые европейцы завезли в Северную и Южную Америку.

Чем вызывается сифилис? Его медицинской причиной является бактерия бледная трепонема, форма, которая относится к спирохетам, у нее есть родственные трепонемы, которые не вызывают болезни, передаваемые половым путем. Не все из них остро заразные для человека, и, возможно, тот факт, что мы время от времени находим кости – какие-то свидетельства болезней – очень-очень похожих на сифилис, являются следами вот этих трепонематозов. С другой стороны, для английских монахов XIV века почти доказана болезнь, похожая на сифилис. По их скелетам можно предположить, что Америка до плавания Колумба не была настолько уж изолированным континентом.

Самыми страшными были даже не симптомы и не их характеристики, а социальный удар, полностью изменивший Европу в отношении нравственности и моральных норм, которые получили развитие в ходе эпидемии конца XV — начала XVI веков.

Историки-моралисты, которые везде искали мораль, сильно сомневались в том, что такая эпидемия как-то могла изменить мораль. Считалось, что мораль в Средневековье была высокой, народ был высоконравственен.

Но так ли высока была нравственность? Рассмотрим этот момент на следующих примерах.

Французская портретная школа Фонтебло середины XV века: одежды знатных дам изображены иногда с открытой грудью. Вспомним Баярда, Ариосто. Вспомним модные тогда циклы поздних рыцарских романов про Ролланда, где тоже крайне вольное обращение с моралью. Вспомним Мэлори с циклом про Артура, где рыцари постоянно спасают благородных дам и девиц и тут же получают от них знаки любви.

В воспоминаниях, мемуарах чувствуется вольность нравственных взглядов, причем не только элиты. Элита всегда была достаточно развращенной во всех странах мира. Это одна из привилегий, которую получали люди, попавшие в верхний слой – возможность не соблюдать обычную мораль.

Не было, к сожалению, ни высокой средневековой морали, ни высоких моральных устоев: средневековые войны происходили под тотальный грабеж и изнасилования. Даже Столетняя война, закончившаяся как раз в середине XV века, дала немало примеров того, что мораль была не высока. Например, Орден подвязки, который назван в честь подвязки с чулка любовницы английского короля Эдуарда III. И это не считая высочайшего уровня разврата среди католического духовенства и падения нравов даже на уровне Папы Римского.

Нравы были крайне свободными и в Польше, и в Литве, и в Московском государстве.

Мораль и человеческие отношения были настолько к этому времени разрушенными, что любые извращения в обществе соответствовали нравам, скорее, сексуальной революции 1970-х годов, что историки XIX и первой половины XX вв. не могли поверить в такую систему. Такое положение вещей противоречило общей картине развития мира: от мрачного Средневековья до светлого великого Возрождения с его любовью к человеку, вниманию к гуманизму, и далее прямое развитие советской исторической науки до Великой Октябрьской социалистической революции.

Вот и получается, что это как нравы сексуальной революции 1968 года, но только в конце XV века.

Ги Бретон пишет: «Болезнь распространилась с невероятной скоростью, и вскоре ее обладателями стали многие высокопоставленные люди. У епископов, у кардиналов стали проваливаться носы. Не удалось избежать заразы даже папе Римскому. Тогда сострадательные медики стали с важностью разъяснять, что болезнь эта очень заразная и может передаваться по воздуху, через дыхание, и даже через святую воду. Только так и удалось спасти честь святых отцов».

Сифилис очень сильно повлиял на нравы и мораль. За одно поколение развитие сифилиса в первой своей интеграции привело к появлению обратной христианской морали, монастыри перестали быть борделями и опять стали приютами кающихся женщин. Все больше и больше людей замыкалось: либо давало обет безбрачия, либо жило со своими законным супругом или супругой и строжайшим отношением к любым формам супружеской измены. Это был единственный способ не подхватить сифилис. Вся эта карнавальная фестивальная культура сменилась к 1530-1540 гг., и даже одеяния стали подчеркнуто черными, появился испанский этикет. Постоянная погруженность в молитву, сугубое самосозерцание.

Не только мораль – мир действительно изменился. Как и после чумы, которая вызвала появление первых серьезных сомнений в правильности доктрины католической церкви, так и после эпидемии сифилиса, не остановленной молитвой и постами, продолжились изменения в религиозной жизни. На фоне эпидемии сифилиса появились и 96 тезисов Мартина Лютера прибитые к доске, «я на этом стоял и стоять буду», и развитие лютеранства, проявление протестантизма как отдельной церкви, и высокая мораль в этом самом протестантизме. Особенно подчеркнуто это проявилось среди английских пуритан, тех самых, которые составили костяк колонистов в Новом свете, где потом возникнут США.

И кальвинисты Швейцарии, и кальвинисты Голландии (они довольно разные) с их мрачностью, погруженностью в мир, отрешенностью от суеты современного мира, зацикленностью на деловых операциях, банкинге, та самая протестантская этика, о которой писал М. Вебер. Которая на самом деле «запрягание коня» позади телеги: сначала развитие капитализма привело к появлению капиталистических отношений, а потом уже под капиталистические отношения была создана религия удобная для капитализма, а не наоборот, как считал М. Вебер в начале XX века. Прекрасно развившийся капитализм возник в изначально католических Нидерландах; Нидерланды стали протестантскими и кальвинистскими вынужденно – только в результате борьбы с Испанией, вызванной чисто экономическими проблемами.

Шло постепенное ужесточение норм. Был отдельный прорыв в сторону свободной любви – век фавориток – середина XVII, либертинский XVIII век, но дальше снова «закручивание моральных гаек» после Великой Французской революции, вызванное в том числе ужасами самой революции. Освободила, расковала мир уже сексуальная революция после Второй Мировой войны, когда «поехали» все традиционные отношения, когда пошатнулись позиции всех традиционных христианских конфессий. Атеизм стал более практичной системой мировоззрения на долгое время, потому что позволял не тратить время на хождение в церковь прочее, а продолжать делать деньги, делать деньги… Дальше произошла сексуальная революция… И мы получили в 1980-е годы точно такой же случай с эпидемией болезни, передающейся половым путем, которая точно также привела к смене поколений и повышению общественной морали. Речь идет об эпидемии СПИДа. Эпидемия синдрома приобретенного иммунного дефицита, распространяющегося примерно теми же путями, что и сифилис.

Этот случай привел к довольно серьезным ограничениям и подъему морали, вывел развлекательную сферу индустрии в порно-сайты и порно-«хабы». То же случилось в период эпидемии сифилиса XVI века. Сначала подъем эротического искусства. Общественные отношения преломились в сторону повышения морали и нравов. А затем качнулись в противоположную сторону, оправдывая свальный грех рассуждениями о неизбежности заболевания: «раз существует сифилис, и им болеют все от папы Римского до невинного младенца, зараженного от родителей, так давайте предаваться разврату».

Все это вызвало сначала реформацию, потом религиозные войны, потом контрреформацию, а затем и Тридцатилетнюю войну – эпическое событие, которое определило контуры современного мира. По сей день Вестфальская система является частью тех договоренностей, в которых мы живем и которые определяют современную дипломатию.

Такова история заболевания, поразившего французскую армию, от начала и до наших дней.

Лечить сифилис научились уже в XVI веке, но не до конца. Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс предложил лечение сифилиса ртутными препаратами. Втирание ртутных мазей в кожные язвы приводило к вылечиванию первичного сифилиса, но человек продолжал оставаться носителем. Потенциально у него могли возникнуть вторичный и третичный сифилис при прекращении лечения. И, конечно, ртуть разрушала организм, и, накапливаясь, приводила к медленному отравлению и смерти.

Ртутными мазями лечили и вылечили от сифилиса известного французского поэта XVII века Сирано де Бержерака. Среди деятелей итальянского Возрождения сифилис являлся основной причиной смерти. Им страдали и в XIX веке, вспомним французского писателя Ги де Мопассана, умершего от этой болезни.

Сифилис был у многих политических деятелей, от него страдал отец Уинстона Черчилля. Сифилис приписывали совершенно безосновательно В.И. Ленину и многим другим историческим деятелям.

Средство лечения сифилиса – препарат «Сальварсан», он же препарат «606», ныне запрещенный – был создан Паулем Эрлихом только в 1906 году. «Сальварсан», мышьяковистое соединение, уничтожал возбудитель сифилиса и приводил при правильном лечении к выздоровлению больного. Это был первый целевой антибиотик, разрушавший бактериальную клетку возбудителя сифилиса, трепонему, но не разрушавший клетки нашего организма.

Сейчас у нас 2017 год, год столетия Октябрьской Социалистической революции, Февральской революции, год столетия начала Гражданской войны. Как вы думаете, представитель какой профессии мог почти невозбранно переходить от белых к красным, попадать в руки зеленых и практически не страдал при любой перемене власти в ходе Гражданской войны в России? Правильно, это были врачи-венерологи, врачи по заболеваниям, передающимся половым путем. Потому что, как писал Вольтер почти 300 лет тому назад: «Если куда-то идет армия в 30 тысяч человек, среди них 10 тысяч больны сифилисом». Войны, революции, и тем более гражданские войны всегда сопровождались взрывом заболеваний, передающимся половым путем. Может быть, этот факт кому-то поможет выбрать востребованную профессию в ожидании краха нашей цивилизации. Если такой крах и произойдет, то медицинская профессия точно окажется востребованной.

Историк, кандидат биологических наук Фёдор Лисицын рассказывает о самых значимых эпидемиях в истории человечества. Какое воздействие оказала на нормы морали, общественные отношения и религиозные течения Западной Европы эпидемия сифилиса. Почему по последствиям для европейской истории и культуры она сравнима только с эпидемией великой чумы и даже превосходит её. Какое событие стало причиной пандемии, во многом повлиявшей на мир, в котором мы живём. Малоизвестные факты, уникальные подробности о важнейшем эпизоде мировой истории.

Источник

Читайте также:  Индейцы и зараженные оспой одеяла