Что было раньше первая прививка от оспы или трафальгарская битва

Что было раньше первая прививка от оспы или трафальгарская битва thumbnail

8 мая 1980 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о полной победе над оспой. Это событие стало одним из главных достижений медицины XX века. Теперь возбудители оспы хранятся лишь в двух секретных лабораториях в России и США.

Русские классики часто изображали своих эпизодических персонажей с лицами, изрытыми оспой, — видимо, чтобы эти промелькнувшие лица врезались в память. Пережитая оспа либо добавляла герою отрицательной специфики, либо напротив, служила контрастом его мягкому и простому характеру. Долгое время оспа считалась отметиной судьбы, печатью, знаком. Однако в самой болезни нет ничего сверхъестественного.

Оспа известна человеку десять тысяч лет. За это время она унесла, по некоторым данным, 500 миллионов жизней. Со временем эпидемии становились все крепче и страшнее. Вирус оспы передавался от больного через воздух и предметы, мгновенно подхватывался организмом и вызывал жестокую лихорадку и сыпь, которая оставляла после себя характерные рубцы.

В 1796 году талантливый английский врач Эдуард Дженнер сделал первую в истории медицины прививку против оспы. Говорят, что мысль о вакцинации пришла Дженнеру во время прогулки по посёлку, где он отдыхал. Дженнер заметил, что скотницы, доящие больных оспой коров, не чувствительны к человеческой оспе. Объяснить это можно было только тем, что заражённое молоко, проникая в небольшие трещинки на натруженных руках скотниц, постепенно вызывало привыкание к вирусу.

Длительный контакт с «оспой в маленьких дозах» делал женщин неуязвимыми для настоящей, человеческой болезни. Поразмыслив, Эдуард Дженнер рискнул сделать такую прививку здоровому одиннадцатилетнему мальчику. При помощи заострённой деревянной палочки доктор ввёл ему под кожу небольшую часть содержимого оспенного пузырька больной коровы. Вакцинация себя оправдала: во время следующей эпидемии мальчик остался здоров. Кстати сказать, само слово «вакцина» произошло от латинского «vacca», что означает «корова».

В 1803 году Дженнер возглавил лондонское общество оспопрививания, сегодня известное как Дженнеровский институт. Сама же вакцинация Дженнера начала применяться с конца XVIII века.

В 1919 году в России был принят Декрет об обязательном оспопрививании. Уже в 1936 года на территории всего СССР не было зарегистрировано ни единой вспышки болезни — в крайнем случае, болезнь могли по неосторожности завезти из-за рубежа. В шестидесятых годах прошлого века началась иммунизация всего населения Земли, а уже в восьмидесятом было объявлено о всемирной победе над оспой, и вакцинация была прекращена.

Последний в истории планеты случай заболевания оспой был зафиксирован в 1977 году в Сомали. Сегодня медики и вирусологи уже абсолютно уверены, что болезнь не вернётся.

И все же сейчас в странах Европы вновь обсуждается необходимость всеобщей вакцинации от оспы. «Мы не можем гарантировать, что вирусы оспы не попадут в руки террористов», — предупреждают медики. Так, в Германии уже составили трёхэтапный план действий на случай начала биологической войны. План срабатывает, как только где-либо в мире регистрируется случай заболевания оспой.

Вначале прививки будут сделаны персоналу пяти крупнейших в стране медицинских центров, занятых лечением инфекционных больных. Это позволит подготовить достаточное количество специалистов для борьбы с эпидемией, если та действительно начнётся.

На втором этапе, если случаи заболевания оспой за пределами Германии продолжатся, прививки будут сделаны пяти миллионам человек из «приоритетных групп населения»: врачам, медсёстрам, полицейским, пожарным, спасателям, сотрудникам водохранилищ и систем энергоснабжения, а также «политическому руководству страны».

Наконец, в случае заболевания оспой жителей Германии, в стране начнётся всеобщая вакцинация населения. Ведь даже инфицированных оспой можно спасти, если сделать им прививки в первые четыре дня после заражения.

В стране намечено открыть 3 287 пунктов вакцинации в школах, на предприятиях и стадионах. Любой пункт будет оборудован «достаточным количеством вакцины и шприцев», а также письменными принадлежностями. Возле него предусмотрено место для парковки машин. На каждом пункте вакцинации будут работать более ста человек персонала. Пациентов рекомендуется выстраивать в десять очередей.

Впрочем, пока что даже немецкие врачи, работающие в инфекционных отделениях крупнейших больниц страны, не горят желанием делать себе прививку от оспы. «Зачем защищаться от болезни, которой давно нет?» — вот одно из самых распространённых возражений. В самом деле, реальна ли угроза эпидемии? Нужно ли России, странам ЕС и США готовиться к отражению биологической атаки, или мы имеем дело с обычной паникой, которая неизменно сопутствует крупным международным конфликтам типа войны в Ираке?

Эксперты сходятся пока в одном: последствия массированной биологической атаки будут «инфернальными». «Оспа — самая страшная инфекционная болезнь, с которой когда-либо сталкивалось человечество», — так считают многие медики. Даже в XX веке, в пору массовой вакцинации от оспы во многих странах мира, эта болезнь унесла жизни миллионов человек.

Вирусы оспы, в отличие от возбудителя сибирской язвы, передаются воздушно-капельным путём и потому легко переносятся от человека к человеку. Крайне заразны даже предметы, до которых дотрагивался больной. Человек, заболевший оспой, представляет опасность для окружающих в течение всего периода болезни, в том числе во время выздоровления. Он может за короткое время заразить десятки других людей. Во внешней среде вирусы оспы могут сохраняться годами; они хорошо переносят высыхание и низкие температуры и распространяются вместе с пылью.

Если не сделать прививку в первые дни после инфицирования, то никакой другой возможности лечения оспы нет. Действенных лекарств от неё не найдено.

Именно победа над оспой сделала её вирус чрезвычайно опасным биологическим оружием. Ведь после этого триумфа ВОЗ рекомендовала прекратить делать прививки против оспы. Таким образом, люди, родившиеся после 1980 года, оказались совсем не защищены от оспы.

В США, как и в Германии, подготовка к возможной эпидемии уже началась. Медицинские учреждения составляют детальные планы действий на случай катастрофы, в том числе планы введения принудительного карантина в целых городах. В настоящее время профилактические прививки от оспы сделаны примерно полумиллиону солдат. Затем будут вакцинированы все, кто может принять участие в проведении спасательных работ. Таковых около десяти миллионов. Президент Буш тоже демонстративно сделал себе прививку от оспы.

Источник

Трафальгарское сражение
Основной конфликт: Трафальгарская кампания
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Трафальгарское сражение (1806)
Дата 21 октября 1805
Место Трафальгар, Испания
Итог победа британского флота

Британская империя

Французская империя
Испанская империя

Горацио Нельсон †
Катберт Коллингвуд

Пьер де Вильнёв
Федерико Гравина

27 линейных кораблей,
4 фрегата, 2 шлюпа,
16 000 моряков

33 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 шлюпа, 20 000 моряков

449 погибших,
1214 раненых

4480 погибших,
2250 раненых,
7000 пленено,
21 корабль захвачен,
1 корабль затонул

 Медиафайлы на Викискладе
Читайте также:  Ветряная оспа у взрослого мужчины

Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar, фр. bataille de Trafalgar, исп. batalla de Trafalgar) — историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — разгромила французов наголову. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон на 48-м году жизни.

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его началом находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.[1] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и сосредоточился на войне против двух других главных сил Европы: Австрии и России.

Предпосылки[править | править код]

После того, как в мае 1803 года после непродолжительного Амьенского мира, Великобритания и Франция снова оказались в состоянии войны друг с другом, Наполеон принял решение устроить вторжение в Великобританию.

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия Первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия британского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

5 октября 1804 года четыре испанских фрегата, везшие значительные суммы денег, были остановлены перед Кадисом британскими кораблями. Через 9 минут после начала сражения испанский фрегат «Мерседес» взорвался, а остальные три сдались. Испания ответила объявлением войны Великобритании и, таким образом, вступила в союз с Францией. В связи с этим на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземноморским флотом Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Карибский поход Вильнёва. Март — октябрь 1805 года.

Наполеон в Булонском лагере готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах. По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш. Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перевезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: ещё 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей[2]. Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Ла-Манш, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.

Поэтому в марте 1805 г. Наполеон поставил перед Вильнёвом задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского моря. Поход состоялся, однако целей не достиг: британский флот, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Ла-Манш. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре. Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

20 августа французская эскадра пришла в испанский порт Кадис, где её заблокировали британские корабли. 17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо, а оттуда к Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу Сен-Сиру, который должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство[3].

Соотношение сил флотов[править | править код]

  • Фрегаты и шлюпы не включены в указанное число кораблей, как непригодные к линейному бою.

Ход сражения[править | править код]

Манёвры перед боем[править | править код]

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо, вышла из Кадиса 19 октября, двинувшись на юг, к Гибралтару. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.

Рано утром в 5:30, 21 октября, сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Флот союзников был в 10-12 милях от мыса Трафальгар. Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой манёвр перед началом боя расстроил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

Трафальгарская битва. Диспозиция.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учёл все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, своё преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить, для увеличения скорости, дополнительные лиселя.

Читайте также:  Вакцина от птичьей оспы

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory. Этот корабль шел головным в левом (наветренном) дивизионе. Правый (подветренный) дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign.

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в манёвре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения[править | править код]

Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа).

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артиллерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между Redoutable и флагманом союзников Bucentaure.

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Канониры на британских кораблях значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большими временными промежутками. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий — адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы — Heros.

Близкий бой[править | править код]

Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом.

Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой манёвр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит — всем матросам раздают абордажное оружие и отправляют на верхнюю палубу. Весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесённый в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчёта об идущем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в арьергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias. Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge. Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался.

Завершение битвы 21 октября[править | править код]

Адмирал Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Neptuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Читайте также:  Ветряная оспа мажем зеленкой

Командир авангарда союзников, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллингвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу командующего авангардом и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за головным кораблем. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрёпанных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября[править | править код]

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября[править | править код]

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шли San Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Итоги Трафальгарской битвы[править | править код]

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном[править | править код]

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»[править | править код]

После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

Факты[править | править код]

  • В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate). При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов стерлингов флаг был продан за 384 000[4].
  • Последним ветераном (участник сражения на стороне Франции) считается уроженец Йера Эммануил Луи Картиньи (фр. Emmanuel Louis Cartigny; 1791 — 1892), кавалер ордена Почётного легиона и медали Святой Елены[fr][5].
  • В анимационном сериале «Code Geass» британский флот проиграл сражение [6].

Галерея[править | править код]

  • Передвижение флотов перед Трафальгарской битвой, март-октябрь 1805 года.

  • Трафальгарское сражение, ситуация в 13:00

  • Трафальгарское сражение, ситуация в 17:00

См. также[править | править код]

  • Битва у мыса Сан-Висенте (1797)
  • Битва при Абукире (1798)
  • Сражение у мыса Ортегаль

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Жюрьен-де-ла-Гравьер. Война на море: Эпоха Нельсона. — СПб.: тип. А. Дмитриева, 1851
  • Бенито Перес Гальдос «Трафальгар» Повесть (1873)
  • Перес-Реверте, Артуро «Мыс Трафальгар»

Источник