Сестринский уход при ветряной оспе у детей

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• психоэмоциональная неустойчивость;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

• присоединение осложнений.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

др)

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• высокая лихорадка;

• резкая головная боль;

• повторная рвота;

• нарушение сна;

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

• осложнение заболевания.

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

• преждевременное горевание.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 10464 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Âåòðÿíàÿ îñïà

Âåòðÿíàÿ îñïà – îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, âûçûâàåìîå âèðóñàìè ñåìåéñòâà Herpes è õàðàêòåðèçóþùååñÿ îáðàçîâàíèåì íà êîæå ïóçûðüêîâîé ñûïè.

Âåòðÿíàÿ îñïà – î÷åíü êîíòàãèîçíîå çàáîëåâàíèå. Äåòè äî 3-õ ìåñÿöåâ æèçíè áîëåþò ýòèì çàáîëåâàíèåì ðåäêî â ñâÿçè ñ òðàíñïëàöåíòàðíî ïîëó÷åííûì îò ìàòåðè èììóíèòåòîì.

Ýòèîëîãèÿ

Èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå ïðîâîöèðóþò âèðóñû ñåìåéñòâà Herpes. Èñòî÷íèê çàðàæåíèÿ – áîëüíîé ÷åëîâåê. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì, âîçáóäèòåëü íåóñòîé÷èâ â îêðóæàþùåé ñðåäå. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä – 11–21 äåíü.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ

Õàðàêòåðíûì ïðîÿâëåíèåì âåòðÿíîé îñïû ÿâëÿåòñÿ ñûïü. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ïîÿâëåíèÿ âûñûïàíèé è óõóäøåíèÿ îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Ïîâûøàåòñÿ äî ôåáðèëüíîãî óðîâíÿ òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâëÿåòñÿ ãîëîâíàÿ áîëü, óõóäøàåòñÿ àïïåòèò. Ñíà÷àëà íà êîæå îáðàçóþòñÿ ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíûå ýëåìåíòû, áûñòðî ïðåâðàùàþùèåñÿ â ïóçûðüêè ñ ïðîçðà÷íûì, à çàòåì ìóòíûì ñîäåðæèìûì.

×åðåç 1–2 äíÿ ïóçûðüêè ïîäñûõàþò ñ ïîÿâëåíèåì áóðûõ êîðî÷åê. Ïîñëå îòïàäàíèÿ êîðî÷åê ñëåäîâ íà êîæå íå îñòàåòñÿ. Ñûïü ëîêàëèçóåòñÿ íà ëèöå, âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, òóëîâèùå, ñîïðîâîæäàåòñÿ çóäîì. Âûñûïàíèÿ ïðîèñõîäÿò îòäåëüíûìè ýïèçîäàìè ÷åðåç 1–2 äíÿ. Îáùàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûñûïàíèé – 3–8 äíåé. Ïîñëå çàáîëåâàíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé ïîæèçíåííûé èììóíèòåò.

Îñëîæíåíèÿ

Ýíöåôàëèò, ìåíèíãèò, ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè.

Äèàãíîñòèêà

Ó÷åò ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ ñâåäåíèé (äàííûå î êîíòàêòàõ ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì).

Ëå÷åíèå

1. Ëå÷åáíûé ðåæèì.

2. Ëå÷åáíîå ïèòàíèå.

3. Îáðàáîòêà ýëåìåíòîâ ñûïè ýòèëîâûì ñïèðòîì èëè 1 %-íûì ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîãî çåëåíîãî.

4. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ (ïî ïîêàçàíèÿì): äåçèíòîêñèêàöèÿ, àíòèâèðóñíûå, æàðîïîíèæàþùèå, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, âèòàìèíîòåðàïèÿ.

Ïðîôèëàêòèêà

Ðàííÿÿ èçîëÿöèÿ áîëüíîãî â èíäèâèäóàëüíûé áîêñ èíôåêöèîííîãî îòäåëåíèÿ. Èçîëÿöèÿ êîíòàêòíûõ äåòåé, íå áîëåâøèõ âåòðÿíîé îñïîé, íà ñðîê ñ 11-ãî ïî 21-é äåíü îò íà÷àëà êîíòàêòà.

Ñåñòðèíñêèé óõîä

1. Ëå÷åíèå âåòðÿíîé îñïû â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðîâîäèòñÿ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ (çà èñêëþ÷åíèåì òÿæåëûõ ñëó÷àåâ).

2. Íåîáõîäèìî ðàçúÿñíèòü ðîäèòåëÿì áîëüíîãî ðåáåíêà, ÷òî åìó ñëåäóåò îáåñïå÷èòü õîðîøèé óõîä, ïîêîé (ýìîöèîíàëüíûé è ôèçè÷åñêèé), â ïåðèîä ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì.

3. Êîìíàòà, ãäå íàõîäèòñÿ áîëüíîé, äîëæíà ðåãóëÿðíî ïðîâåòðèâàòüñÿ, íåîáõîäèìà ïîñòîÿííàÿ âëàæíàÿ óáîðêà. Ïîêàçàíà ÷àñòàÿ ñìåíà íàòåëüíîãî è ïîñòåëüíîãî áåëüÿ.

4. Åñëè èìååòñÿ ñâåòîáîÿçíü (áîëü â ãëàçàõ îò ÿðêîãî ñâåòà), êîìíàòó íåîáõîäèìî çàòåìíèòü.

5. Ïèùà äîëæíà áûòü êàëîðèéíîé, âêóñíîé, ðàçíîîáðàçíîé, òåïëîé, æèäêîé èëè ïîëóæèäêîé êîíñèñòåíöèè. Êîðìÿò ðåáåíêà ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè, ÷àùå, ÷åì îáû÷íî, è òîëüêî ïî æåëàíèþ.  ðàöèîí áîëüíîãî îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àþò îâîùè, ôðóêòû è ÿãîäû êàê ïðîäóêòû ñ ïîâûøåííûì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíîâ. Ðåêîìåíäóåòñÿ îáèëüíîå òåïëîå ïèòüå: ìîëîêî, ñîêè, ìîðñû, îòâàðû, ìèíåðàëüíûå âîäû, ÷àé.

6. Íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê è êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñòðè÷ü íîãòè, ðåãóëÿðíî ìûòü ðóêè è íàáëþäàòü, ÷òîáû ðåáåíîê íå ðàñ÷åñûâàë ýëåìåíòû ñûïè, íå îòäèðàë êîðî÷êè.

7. Ïóçûðüêè è ïàïóëû íàäî ðåãóëÿðíî ñìàçûâàòü 1 %-íûì ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì áðèëëèàíòîâîãî çåëåíîãî èëè 5 %-íûì ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ.

8. Ïðè ëèõîðàäêå íàçíà÷àþòñÿ æàðîïîíèæàþùèå ñðåäñòâà.

Источник

План 
контрольной работы

 по 
учебной дисциплине

«Основы
педиатрии и гигиены детей 
раннего и дошкольного возраста»

на тему:

«Ветряная
оспа»
 
 
 

  
Стр. 
 


Введение

     Заболевание
распространено повсеместно, заболеваемость
высокая. Наиболее часто заболевание отмечают
среди детей, посещающих детские дошкольные
учреждения и первые классы школ. К 15 годам
около 70-90% населения успевают переболеть.
Заболеваемость среди городского населения
почти в 2 раза превышает таковую среди
сельских жителей. Для инфекции характерна
выраженная осенне-зимняя сезонность.
Заболеваемость в период сезонных подъёмов
составляет приблизительно 70-80% общего
числа больных. Характерная черта эпидемического
процесса ветряной оспы — отсутствие выраженных
периодических подъёмов и спадов заболеваемости,
что может быть объяснено почти абсолютной
«переболеваемостью» всех восприимчивых
к этой инфекции детей и отсутствием возможности
накопления значительного количества
неиммунных лиц.   У ребенка переболевшего
ветряной оспой остается прочный иммунитет
на долгие годы.

     Значение 
данного заболевания в детском 
возрасте, на мой взгляд, состоит 
в том, что течение болезни 
протекает легче,  возникает  меньше  
осложнений,  чем у взрослого.


1. Ветряная
оспа: возбудитель, 
пути передачи, признаки,
уход за больным ребенком,
анализ назначенного
врачом лечения, осложнения,
первая помощь

     Ветряная 
оспа
— инфекционное заболевание, характеризующееся
появлением на коже и слизистых оболочках
сыпи в виде пузырьков с прозрачным содержимым.
[2]

     Возбудитель
заболевания –

вирус ветряной оспы.

     Путь
передачи –
воздушно-капельный

    Источник
    заболевания –
    больной ветряной оспой

   Признаки 
заболевания:

  • везикулярная
    сыпь
    : появляется «толчками», которые
    сопровождаются повышением температуры;
    сыпь зудящая; появляется на волосистой
    части головы, лице, шее, туловище, конечностях,
    слизистых оболочках (отсутствует на ладонях
    и подошвах); в своем развитии проходит
    несколько стадий (пятно-папула-везикула-корочка);
  • ложный
    полиморфизм сыпи (
    на коже одновременно
    имеются элементы сыпи на разных стадиях
    своего развития) [2].

    Уход 
    за больным ребенком

    Цель ухода 
    при ветряной оспе заключается в
    следующем:

      • исключить
        распространение инфекции;
      • организовать
        максимальный комфорт больному ребенку;
      • предупредить
        инфицирование везикул [2].

1.
Необходимо регулярно проветривать помещение
и проводить не менее двух влажных уборок
в день

2.
Необходимо следить за чистотой рук и
коротко стричь ногти

3.
Необходима ежедневная смена нательного
белья. Одежда должны быть только из натуральных
материалов.

4.
Необходимосвоевременно  менять
постельные принадлежности.

5.
В комнате больного ребенка должна быть
комфортная температура, нельзя кутать 
ребенка, пот усиливает зуд.

6. Необходимо
смазывать пузырьки по выбору слабым раствором
перманганата калия (1-2%), водным, спиртовым
раствором бриллиантовой зелени (1-2%), раствором
фукарцина, раствором риванола (0,05%) или
водным раствором метиленового синего
(1%). Это поможет подсушить пузырьки.

7.
Необходимоорганизовать щадящее
питание ребенку (если сыпь локализуется
на слизистой рта).

8. Необходимо
организовать  питьевой режим ребенка
[4].

Анализ
назначенного врачом
лечения

Когда мой ребенок 
болел ветряной оспой, педиатр нам 
назначал постельный режим, соблюдение
гигиены, жаропонижающие лекарства, обработка
сыпи, антигистаминные препараты при сильном
суде.

Постельный 
режим 
прописан для того чтобы, ребенок
находился в состоянии покоя, не потел
так как пот усиливает зуд, легче проходило
течение болезни, не было осложнений.

Соблюдение 
гигиены  —
необходимо следить за
ногтями ребенка, своевременно стричь
их, для того чтобы ребенок не расчесывал
высыпания так как можно занести  инфекцию.
После водных процедур нельзя вытираться,
а только промокать.

Жаропонижающие 
средства

Парацетамол

1. Парацетамол
относится к препаратам, которые наиболее
часто назначают детям, но следует знать
способы его применения. Дозы, как правило,
указаны на упаковке или прописаны врачом.

2.Парацетамолом
не лечат. Парацетамолом уменьшают выраженность
конкретного симптома – повышенной температуры
тела.

3. Парацетамол
не используют планово, т.е. строго по часам,
например, «по 1 чайной ложке сиропа 3 раза
в день». Парацетамол дают лишь тогда,
когда есть повод дать. Высокая температура
– дали, нормализовалась, – не дали.

4. Нельзя давать
парацетамол более 4-х раз в сутки и более
3-х суток подряд.

Обработка
сыпи
спиртовым раствором бриллиантовой
зелени
(1-2%). Сыпь 2–3 раза в день
«прижигают». Такая антисептическая обработка
необходима, для того чтобы справиться
с зудом.

Антигистаминные
препараты
по мере необходимости при
сильном зуде.

Диазолин

Внутрь, после 
еды, — 0,05 г 1–2 раза в сутки

Осложнения

     Развитие 
осложнений связано со вторичным инфицированием 
элементов сыпи. Обычно осложнения встречаются
у ослабленных детей при нарушении гигиенического
содержания кожи и слизистых оболочек.

     Кожные 
инфекции являются самым распространенным
осложнением ветрянки. Кожные инфекции
могут развиться после расчесывания
прыщиков сыпи, что приводит к тому, что
бактерии с поверхности кожи или из-под
ногтей попадают в волдыри. Иногда кожные
инфекции как осложнения ветрянки могут
быть серьезными. Другие осложнения ветрянки
встречаются редко.

Первая
помощь
.

     Заключается
в своевременном обнаружении и 
обработки сыпи.

Первую   помощь  необходимо оказывать
при высокой температуре. Для уменьшения высыпаний
можно использовать интерферон. Целесообразно
принимать противовирусный препарат ацикловир
по 1 таблетке 3 раза в день. Пузырьки подсушивают
бриллиантовой зеленью или слабым раствором
перманганата калия. 
 

2.
Течение и лечение ветряной
оспы у детей раннего
и дошкольного возраста.

     Инкубационный
период, т.е. период с момента заражения 
вирусом и до появления первых
симптомов заболеваний, составляет
от 11 до 21 дня, но в среднем он длится
2 недели.

     Сыпь 
высыпает с интервалами 24 – 48 часов
промежуток между первым и последним высыпанием
от 2 – 3 до 8 дней. Величина сыпи разнообразна:
от булавочной головки до чечевичного
зерна. В тяжелых случаях заболевания
сыпь очень обильна, и отдельные элементы
могут сливаться [1].

     
Обычно заболевание
начинается остро с повышения температуры
до 37,5-38,5 С и появления характерных элементов
сыпи в виде маленьких пузырьков с небольшим
покраснением вокруг и легким вдавлением
в центре. После вскрытия пузырьков на
их месте образуется коричневая корочка,
отпадающая на 1-3 неделе заболевания. «Излюбленная»
локализация сыпи — волосистая часть головы,
лицо, туловище, конечности. На ладонях
и подошвах сыпи обычно нет. Элементы ветряночных
пузырьков могут также появиться на слизистых
полости рта, конъюнктиве глаз, реже на
гортани, половых органах. При этом они
быстро вскрываются, превращаясь в небольшие
эрозии. Высыпания при «ветрянке» появляются
не одновременно, а как бы толчкообразно,
с промежутками в 1-2 дня. Поэтому сыпь на
коже выглядит неодинаково – элементы
покраснения, пузырьки, корочки. Каждое
новое высыпание может сопровождаться
и новым подъемом температуры тела. На
высоте заболевания может беспокоить
общее недомогание, зуд кожи, нарушение
аппетита, сна – т.е. могут развиться симптомы
интоксикации. 

     Лечение
ветрянки

     Какого-либо
специфического лечения при ветряной
оспе не существует и заключается 
оно в лечении на дому с применением 
симптоматической терапии. Режим постельный.
Питание во время болезни должно
быть частым и небольшим количеством
пищи со сниженным количеством  мясных
продуктов и повышенным содержанием витаминов,
обильное питье до одного литра в сутки.
При повышении температуры выше  38,5
применяются жаропонижающие препараты.

     Необходимо
строго следить за гигиеническим содержанием
ребенка, чистотой постельного белья,
одежды, рук. Элементы сыпи смазывают 1%
раствором бриллиантового зеленого или
6%раствором перманганата калия. Назначают
противоаллергические препараты, чтобы
уменьшить зуд и вероятность развития
осложнений.

Исход заболевания,
у детей, благоприятный [3].


3. Профилактика
ветряной оспы

     Общая
профилактика ветряной оспы заключается 
в своевременной диагностике, ранней
изоляции больного с последующим 
проветриванием и влажной уборкой 
помещения. Изоляция больного прекращается
через 5 дней после появления последнего
свежего элемента сыпи. Дети до 7 лет, вступавшие
в контакт с больными ветряной оспой, не
болевшие и посещающие детские учреждения,
изолируются с 11-го до 21-го дня с момента
контакта.

     Специфические
методы профилактики в России не используются,
за исключением тех случаев, когда развиваются
осложнения.

     Неспецифическая
профилактика заключается в проведении
комплекса мероприятий с больными
и контактными.

     Одним
из методов специфической профилактики
является вакцинация [5].


Заключение

Изучив литературу
по теме, я пришла к выводу, что 
воспитатель должен знать симптомы 
данного заболевания, чтобы вовремя 
вызвать родителей, чтобы оказать 
ребенку помощь и оградить других
детей от очага инфекции, а так 
же проводить профилактику в детских 
садах в периоды эпидемии. Очень важно
довести информацию по профилактике и
оказании  помощи до родителей. Я сама
мама  и знаю, как важно начать лечение
как можно быстрее. Многие и не знают порой,
что нужно делать и какие осложнения могут
возникнуть, если запустить течение болезни.

Список 
использованной литературы

  1. Дробинская
    А.О. Основы педиатрии и гигиены детей
    раннего и дошкольного возраста : учеб.
    пособие для вузов /А.О. Дробинская – М.:
    Изд. центр «Владос», 2003. – 173 с.
  2. Тульчинская
    В.Д. Сестринское дело в педиатрии 13-е издание
    /В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова
    – Ростов н/Д.: Изд. цент «Феникс», 2010. –
    217 с.
  3. Арсентьев
    В.Г. Педиатрия : учебник для мед. вузов
    / под ред. Н.П. Шабалова. – 5-е изд., испр.
    и доп. – СПб. : СпецЛит, 2010 – 388 с.
  4. Вирус ветрянки
    [электронный ресурс]. – URL: https://www.missfit.ru/mammy/baby_sick/vetrynka-1/ (дата обращения 15.09.2011).
  5. Ветряная
    оспа [электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/Ветрянная_оспа (дата обращения 15.09.2011).


Приложение.

Сравнительная
характеристика детских 
инфекций

 КорьКраснухаЭпид. паротитВетряная оспаСкарлатинаИнфекционная 
эритема
Путь 
инфицирования
воздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельный
Возбудительвирус коривирус краснухивирусвирус герпесастрептококквирус
Инкубационный
период (от момента 
заражения до появления 
симптомов)
от 7 до 14 днейот 14 до 21 дняот 12 до 21 дняот 14 до 21 дняот нескольких
часов до 7 дней
7-14 дней
карантин10 дней14 дней21 день21 день7 дней14 дней
Интоксикация
(головная боль, ломота
в теле, плохое самочувствие,
капризы)
выраженнаяумереннаяот умеренной 
до выраженной
от умеренной 
до выраженной
выраженнаяумеренная
Повышение
температуры
до 40 градусов С 
и выше
до 38 градусов Сдо 38,5 градусов
С
до 40 градусов С 
и выше
до 39 градусов СДо 38 градусов С
Характер 
сыпи
плоские красноватые 
пятна различного размера на бледном фоне
плоские мелкие
розовые пятна на бледном фоне
сыпи 
нет
красные зудящие 
пятна, которые превращаются в пузырьки
с прозрачным содержимым, впоследствие
вскрывающиеся и покрывающеся корочками
ярко-красные 
мелкоточечные пятна на красном фоне,
сливаются в сплошное покраснение
На щеках 
сначала красные точки, затем 
пятна. Затем припухшие красные 
пятна, бледноватые в центре на теле
-100%(в 70%)-100%-100%
Распространенность 
сыпи
на лице и 
за ушами, распространяется на тело и руки
на лице, распространяется
на тело
сыпи нетна лице и 
теле, распространяется на конечности,
слизистые оболочки
по всему 
телу, наиболее ярко – в складках; сыпь
отсутствует на участке кожи между носом
и верхней губой
Сначала на щеках,
затем по всему телу
Катаральные
явления
кашель, насморк,
конъюнктивит предшествуют появлению 
сыпи
насморк, кашель
– иногда
не характерныне характерныангинанасморк
Осложненияпневмония, отит,
в редких случаях – энцефалит
редко – энцефалитменингит, панкреатит,
воспаление половых желез, пиелонефрит
энцефалит, менингоэнцефалит,
миокардит, нефрит
ревматизм, миокардит,
энцефалит, отит, нефрит
Редко – артрит
Период 
заразности
с момента появления 
первых симптомов и до 4-го дня 
после появления первых высыпаний
за 7 дней до и 4
дня после появления сыпи
с последних 
дней инкубационного периода и до
10 дня после появления симптомов
с последних 
дней инкубационного периода и до
4-го дня после появления последних 
высыпаний
с последних 
дней инкубационного периода и до
конца периода высыпаний
В период катаральных 
явлений

Источник