Оспы на лице елизаветы

Оспы на лице елизаветы thumbnail

Оспы на лице елизаветы

Елизавета I – очень яркий персонаж в списке британских монархов и культовая личность для англичан. Ее огненно-рыжие волосы, свежий и молодой цвет лица, характерная одежда и объемные воротники делают эту знаменитую королеву всегда узнаваемой на картинах. Однако изготовленная недавно маска, изображающая ее реальное лицо, привела в шок мировую культурную общественность.

Портреты-иконы

Находясь у руля большого и сильного государства, Елизавета, последняя из династии Тюдоров, четко понимала, насколько важно иметь «правильный» имидж в обществе, и особенно усердно контролировала то, как она будет представлена на официальных портретах. В итоге до наших дней дошли весьма интересные ее изображения, лицо на которых всегда выглядит каменно-неприступным, а наряды – очень реалистичными и разнообразными (обычно художники их писали с натуры, отображая каждую мелкую деталь королевского туалета). Если судить по одежде на картинах, то королева чаще всего отдавала предпочтение таким цветам, как черный и белый – в те времена считалось, что это олицетворяет ее девственность и чистоту.

«Портрет с горностаем» (символом королевской власти), 1585, худ. Николас Хиллиард. Hatfield House, Hatfield UK

«Портрет с горностаем» (символом королевской власти), 1585, худ. Николас Хиллиард. Hatfield House, Hatfield UK

Однако именно на то, как выглядит ее лицо, королева обращала особое внимание, считая свою внешность безупречной, с чем соглашались и подданные. Поэтому ее изображения принято называть «иконами».

Между тем, новая выставка, открывшаяся в Лондонском королевском доме в Гринвиче (Queen’s House), развенчивает этот тщательно созданный монарший образ.

Квинс-хаус (Национальный морской музей). /Фото: wikipedia.org

Квинс-хаус (Национальный морской музей). /Фото: wikipedia.org

Два лица королевы

Британский художник Мэтт Коллишоу создал арт-инсталляцию, которая проецирует альтернативный образ Елизаветы в поздние годы ее царствования. Именно так, по мнению художника, выглядела королева на самом деле. Сенсационная маска изготовлена с использованием самых современных технологий.

Маску разместили в картинной галерее возле портрета королевы. /Фото Национального морского музея, Лондон.

Маску разместили в картинной галерее возле портрета королевы. /Фото Национального морского музея, Лондон.

Инсталляция размещена прямо напротив «Портрета с Армадой» – пожалуй, самой известной «иконы», изображающей Елизавету I. Этот портрет был заказан в 1588 году художнику Джорджу Гауэру в честь громкой победы англичан над испанцами и призван олицетворять славу Англии и ее монарха.

На переднем плане изображена королева, а картина, посвященная разгрому испанской Армады, изображена на заднем плане. Рука Елизаветы покоится на земном шаре, изящно указывая на Англию и символизируя тем самым ее международную мощь и власть чуть ли не над всем миром. О ее могуществе говорит и расположенная чуть позади внушительных размеров корона.

Один из трех вариантов «Портрета с Армадой», 1588, худ. Джордж Гауэр. Woburn Abbey, Bedfordshire, UK.

Один из трех вариантов «Портрета с Армадой», 1588, худ. Джордж Гауэр. Woburn Abbey, Bedfordshire, UK.

На этой картине Елизавета одета в пышное платье с пышными рукавами, бантами и огромным воротником-ершем, обрамляющем ее шею. Лицо у королевы – гладкое, молочно-белое, и она кажется здесь удивительно молодой, хотя на момент написания картины ей было уже 55 (возраст по тем временам весьма солидный).

Специалисты пришли к выводу, что этот тщательно продуманный имидж (как сказали бы сейчас) был разработан для того, чтобы создать божественно-идеальный образ королевы в глазах подданных.

Как и многие ее современницы солидного возраста, Елизавета носила парик: на картине ее пышные каштановые волосы усыпаны жемчугом, что, в свою очередь, символизировало ее добродетель.

Идеальная внешность как гарант безопасности

Создавая свою маску, Коллишоу хотел бросить вызов «маске власти» на картине. В рамках инсталляции он создал анимированное лицо, изображающее Елизавету как пожилую женщину со всеми сопутствующими внешними признаками.

Брови обесцвечены, макияж стерт, парика нет. Так, по мнению художника-исследователя, на самом деле выглядела королева . /Фото:matcollishaw.com

Брови обесцвечены, макияж стерт, парика нет. Так, по мнению художника-исследователя, на самом деле выглядела королева . /Фото:matcollishaw.com

Эта альтернативная маска показывает Елизавету без парика, к тому же, ее глаза – темные и слегка впалые, а на лице нет ни грамма макияжа.

Кстати, известно, что в более поздние годы Елизавете приходилось наносить на свое лицо толстенный слой грима, чтобы скрыть шрамы от оспы, которую она перенесла. На маске же, изготовленной Коллишоу, мы видим морщины, шрамы и даже немного волос, растущих на лице королевы. Но наибольший эффект производят глаза. Они вращаются из стороны в сторону, словно ее взгляд мечется от страха и неуверенности, и это очень контрастирует с тем бесстрастным выражением лица королевы и пронзительным пристальным взглядом, что можно увидеть на «Портрете с Армадой». При этом рот монаршей особы то открывается, то закрывается, однако голоса не слышно, что, по задумке создателя маски, подчеркивает отсутствие у Елизаветы свободы воли в ее королевском положении.

Художник воссоздал даже волоски на ее лице. / Фото:matcollishaw.com

Художник воссоздал даже волоски на ее лице. / Фото:matcollishaw.com

Эта инсталляция представляет собой альтернативный взгляд на Елизавету как на женщину, которая теряет свою индивидуальность под гнетом высокого титула и ответственности, которую она несет. «Живая маска смерти» Коллишоу, размещенная прямо напротив знаменитого портрета королевы, наводит на мысли о том, что Елизавета смотрит в зеркало и видит себя настоящую – со всеми своими внешними изъянами и человеческими слабостями.

Надо сказать, что жилось королеве действительно непросто, ведь ей пришлось быть женщиной-монархом в глубоко патриархальном обществе и ее положение всегда было неустойчивым. В глазах английских граждан она должна была демонстрировать два противоречивых образа одновременно: с одной стороны, девственную, чистую и целомудренную царицу и, с другой – мужественного, непоколебимого и властного правителя.

Читайте также:  Ветряная оспа второй раз у ребенка

«Сиенский портрет» («Портрет с ситом»), 1579, худ. Джордж Гауэр, картина из частной коллекции.

«Сиенский портрет» («Портрет с ситом»), 1579, худ. Джордж Гауэр, картина из частной коллекции.

Ее внешность рассматривалась фактически как продолжение монархии и самого государства и поэтому являлась холстом, на котором можно было изобразить символы власти.

Инсталляция работы Коллишоу приглашает зрителей еще раз взглянуть на эту культовую королеву и исследовать «другое лицо» Елизаветы – это лицо уязвимой женщины в опасном мире, выжить в котором можно лишь, поддерживая идеальный визуальный образ.

Елизавета I носила также имя Королева-Дева, и ее биография дополнила Истории знаменитых девственников.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Елизавета и придворный. Рисунок Марии Третьяковой, 2016 г.

Прелюдия

«Отряд попал в засаду. Наши бойцы, окрыленные идеей Великой Свободы, стояли насмерть. Они не боялись гибели. И их подвиг живет в наших сердцах. Однако Великому Руководителю, благодаря его Бесконечной Мудрости, удалось спастись: Он успел вскочить в лодку и отчалить от берега. Но бешеные собаки не унимались: они принялись стрелять в Него из крупнокалиберных орудий. И тогда Великий Лидер встал на воду и побежал к островам. Да, Он умел ходить по воде и мог одновременно пребывать в нескольких местах. Не смей сомневаться в этом. Это так же верно, как и то, что тебя зовут Ким Пак Дун…»

Много баек рассказывают про Ким Ир Сена и его отпрысков. Очень много… Это я к тому, что любая личность, оставившая сколько-нибудь заметный след в истории, со временем обрастает толстым слоем жира, то есть легенд: например, Харун ар-Рашид, который, нарядившись простолюдином, якобы инкогнито разгуливал по Багдаду (на самом деле он ненавидел Багдад и почти все время проводил в загородной резиденции); Петр Первый, которого проклятые англичане заменили на двойника, чтобы… даже не знаю что; или Джордж Буш младший, которого похитили инопланетяне, чтобы вживить ему в мозг чип с трансмолекулярным преломителем и управлять таким образом нашей планетой (это я уже сам придумал). Но были люди, которые уже при жизни становились легендами и иконами. Елизавета I – одна из них.

Вот возьмем для сравнения потрет короля Якова Первого (James I), который взошел на английский трон в 1603 году.

Король Яков I, портрет работы Джона де Критса, 1605 г.

Мы видим совершенно обычного человека, хоть и нарядного одетого. Смотрите, как он выпучил глаза и сжал губы! Кстати, с губами не все так просто. Говорят, у бедняги был очень длинный язык, который с трудом помещался во рту. Но для картины он, видно, сделал над собой усилие и качественно упаковал свое хозяйство. А теперь взглянем на портрет Елизаветы 1588 года.

Королева Елизавета I, 1588 г.

Что скажете? Верно: ничего человеческого. И с точки зрения пиара это очень даже правильно. Монаршая особа должна отдавать чем-то неземным, чтобы серый люд в благоговейном страхе пребывал. А учитывая тревожную политическую обстановку эпохи (протестантско-католические терки, в результате которых пролилось море крови, ожидание неминуемого нападения со стороны Испании — сильнейшего государства того времени и т.д.), обожествление королевы оправдывается втройне: английскому народу страсть как была нужна уверенность в том, что Всевышний на его стороне.  

Но мы-то знаем, что всё это спецэффекты и что Елизавета была обычной теткой с кучей причуд, слабостей и изъянов. И вот о некоторых из этих человеческих моментов я и хочу рассказать.

Сладострастник Том

Трудное у Елизаветы было детство. Как у писателя Максима Горького (шутка). Когда девочке было всего лишь три года, ее папаша король Генрих VIII распорядился, чтобы ее маменьке, то есть его супруге Анне Болейн, отрубили голову. За что? А вы посмотрите на это лицо… Разве можно от такого человека ожидать чего-нибудь хорошего? Я бы не стал.

Король Генрих VIII

Опять же, сравнивая его с точки зрения внешности с самыми видными ребятами того времени: французским монархом Франциском I и императором Священной Римской империи Карлом V, невольно начинаешь думать, что на континенте люди были поприятней.

Король Франции Франциск I, портрет работы Жана Клуэ

Карл V, портрет работы Тициана, 1548 г.

Женат этот медведь был шесть раз. С первой избранницей он развелся, причем для того чтобы это сделать пришлось послать куда подальше самого римского папу; вторую (мать Елизаветы) казнил; третья померла при родах; четвертую отпустил с миром; пятую казнил; а к шестой уже так ослабел (видно, сифилис замучил), что не выдержал и помер.

Жены Генриха VIII

Историческая справка
Из этих шести девиц только одна смогла подарить королю желанного наследника – Джейн Сеймур (порядковый номер 3). Генрих был так рад, что через три дня после рождения сына пожаловал родному брату своей жены (Эдварду Сеймуру) титул графа.

Так вот, в январе 1547 года король сыграл в ящик, и на престол взошел его тщедушный отпрыск Эдвард VI. Мальчугану было всего девять лет, так что страной правил его дядя Эдвард Сеймур. А последняя жена Генриха VIII Екатерина Парр, не желая уходить со сцены, быстренько выскочила замуж за другого дядю нового короля – Томаса Сеймура, то есть стала супругой родного брата покойной жены своего почившего мужа. Крутой замес.

Читайте также:  Все о вирусе оспа

Пояснение
Для ясности: у третьей жены Генриха VIII Джейн Сеймур (от которой родился наследник – будущий король Эдвард VI) было два родных брата — Эдвард Сеймур (который стал регентом при малолетнем короле) и Томас Сеймур – за которого вышла замуж Екатерина Парр.   

А еще у Екатерины были прекрасные дружеские отношения с принцессой Елизаветой. Поэтому они с Томасом взяли четырнадцатилетнюю девочку к себе жить. И тут начинается трэш. Но перед тем как перейти к повествованию, давайте посмотрим в глаза этому похотливому бородачу.

   
Томас Сеймур, потрет работы Никола Денизо, 1549 г.

Итак, Томас был большим охотником до прелестей молоденьких девушек. Или лучше так: Томас был человеком амбициозным и дальновидным. Он прекрасно понимал, что если ему удастся жениться на Елизавете, то, возможно, когда-нибудь он станет королем. Или по крайней мере его дети будут иметь право на престол. Короче говоря, Томас начал регулярно, в исподнем, захаживать в спальню к несовершеннолетней принцессе и устраивать ей валяй-ходи. Тут было все: обнимашки, щекотушки, шлепки (да-да, прямо по заднице) и прочие замечательные вещи. Причем девчушка, говорят, ничуть не возражала (еще бы, такой видный кавалер): она носилась от него по покоям и громко визжала, захлебываясь от восторга.

Принцесса Елизавета в возрасте 13 лет

И что характерно, Екатерина (жена Тома) частенько сама участвовала в этих играх. Однажды они зажали юницу в саду, и бородач, орудуя острым кинжалом, порезал все ее платье на ленты. Правда как-то раз госпожа Парр застукала супруга в тот момент, когда он сжимал принцессу в страстных объятиях, и в душу ее закрались сомнения. Однако в драму это не переросло, потому что через год Екатерина померла от родильной горячки. Томас тоже долго не протянул: ему отрубили голову. Но не за совращение малолетних, а за попытку прибрать к рукам власть.

Фотошоп по-елизаветински

17 ноября 1558 года в возрасте 25 лет Елизавета стала королевой Англии. А пять лет спустя, то есть в 1563 году, она и ее ребята постановили, что монаршие портреты отныне смогут писать только получившие особое разрешение художники и только по утвержденным шаблонам. Вот это, я понимаю, политический пиар! И оно правильно, товарищи. Народ должен знать, что в схватке со временем Великий лидер одерживает верх. Ведь даже если Хронос не способен причинить Любимому руководителю вред, то что могут сделать земные враги избранного Богом государства?! Такая вот была установочка.

Взгляните, к примеру, на работу Маркуса Герартса младшего, сделанную в 1592 году. Королеве тут 59 лет (она родилась в 1533 году).

Или вот на эту — 1600 года того же художника. Елизавете — 67 лет.

Это, конечно, не значит, что в стране не было несанкционированных изображений. Однако с гражданами, изготавливающими и распространяющими «неправильные» картины, у сотрудников органов был особый и, не побоюсь этого слова, короткий разговор. Но как же на самом деле выглядела королева? Что ж, на эту тему можно пофантазировать. Тем более что в нашем распоряжении имеются интересные факты.

В 1562 году Елизавета заболела оспой. Это, знаете ли, такая гадость, при которой все тело покрывается болячками. И так королеве было худо, что государственные мужи забили тревогу, вернее, впали в отчаяние. И их можно понять: государыня – в девках, детей нет, наследника, следовательно, тоже нет, и что случиться после ее смерти, известно только Богу. Однако Елизавета выжила, но, естественно, с последствиями — стала щербатой и, говорят, облысела. И хотя насчет последнего полной уверенности быть не может, есть основания полагать, что с волосами у нее действительно было не очень: в записках современников часто упоминается парик, плюс на поздних портретах ее изображали в парике (правда, парики были тогда в моде…) Одним словом, не исключено, что королева выглядела так:

Королева Елизавета I, рисунок Марии Третьяковой, 2016 г.

К этому еще следует добавить то, что с возрастом у Елизаветы сильно поредело во рту (то есть беззубою была славная Глориана). Кроме того, некоторые утверждают, будто она сквернословила, как сапожник, что было очень даже свойственно представителям высшего класса. Так что такая вот получилась у нас девушка.

Курьез
В английском языке есть выражение To swear like a lord (ругаться, как лорд). Например, оно встречается в работе сэра Томаса Элиота The Book of the Governor 1531 года (книга о том, как стать хорошим государственным мужем). То есть на Альбионе знатные господа на словечки не скупились, что, на мой взгляд, ничуть не удивительно, учитывая другое английское выражение: Drunk as a lord (пьян, как лорд).

Читайте также:  Жалобы на ветряная оспе

ПУПСиК: Подхалимаж, Угодливость, Пижонство, Сладкоречивость и Кумовство

Чтобы сделать себе карьеру в елизаветинском обществе, вам нужно обратить на себя внимание королевы, или какого-нибудь знатного вельможи, который смог бы замолвить за вас словечко. Для этого требуется следующее: отличаться статностью, с иголочки одеваться, хорошо танцевать, быть в отличной физической форме, уметь красиво говорить, иметь изрядное обаяние и главное бессовестно льстить и, не морщась, пресмыкаться.

— Скромность украшает человека!
— Ага, это когда нет других украшений.

Если вы считаете, что скромность ваш главный козырь, у вас нет шансов. Взгляните-ка на этих расфуфыренных павлинов.

Елизавета и придворные, картина работы Роберта Пика, 1600 (?)

Согласны? То-то же. Раз уж вы нацелились на успех, не скупитесь и найдите себе хорошего портного. Это, безусловно, влетит вам в копеечку (на стильный прикид тратились целые состояния), но тут ничего не поделаешь: гардероб – главный актив молодого карьериста елизаветинской Англии. Ведь королева любит нарядных парней, а также высоких, стройных, смуглых, крепких, остроумных и пригожих лицом. А если вы плюгавенький сморчок-тугодум, можете сразу идти на выход с вещами.

И еще один важный момент: вы просто обязаны быть по уши влюблены в королеву! Таковы правила игры. Иначе никак. Причем чувства ваши должны быть неподдельны и очевидны. Так что сходите на актерские курсы – лицедейский навык очень вам пригодится.  

— Граф, а чего это вы на меня не смотрите?
— Я смотрю, Ваше Величество. Во все глаза смотрю, восхищаюсь и благодарю Бога за предоставленную мне возможность быть рядом с вами. А тех, кто не восхищается и не благодаритрешительно осуждаю!

И это не преувеличение. Королева по умолчанию была объектом всеобщего вожделения. Причем с возрастом этот ее пунктик разбух до пункта и даже пунктища. И оно понятно: когда ты стареешь, тебе нужно больше любви. А так как Елизавета была главной, то играть приходилось по ее правилам.

Влюбленный придворный, рисунок Марии Третьяковой, 2016 г.

Короче говоря, если вы сделаете все, как надо, Елизавета, может быть, отблагодарит вас, и ваши инвестиции, наконец, окупятся. Однако помните: королева скупа до неприличия! Поэтому придется очень постараться и изрядно попотеть (на танцполе или рыцарском турнире), чтобы она впечатлилась и приобщила вас к мошне.

Весьма показателен в этом смысле путь Уолтера Рэли. Когда он явился ко двору, его не знал никто. Однако довольно скоро о нем заговорили все. С одной стороны, ничего странного здесь нет: он был высок, красив, остроумен и дерзок – все, как любила Елизавета. Но с другой – таких людей было много. Почему ж заметили именно его? Тут есть две версии.

Однажды королева шла по улице, напевая себе под нос веселую песенку. И вдруг, вот тебе на, лужа. Елизавета остановилась и почесала, задумавшись, рябую щеку. В эту минуту к ней подскочил Рэли, скинул с себя роскошный плащ (он знал толк в одежде) и бросил его к ногам королевы, чтобы она смогла пройти дальше. После этого между ними завязалась нежная дружба.

Елизавета и Рэли с плащем, карикатура Джона Лича, 19 в.

История, конечно, красивая, но… Говорят, Рэли просто сошелся на короткой ноге с королевским фаворитом Робертом Дадли, который и замолвил за него словечко. Вот так в этом мире обставляются дела. Хотя Уолтер был парень не промах. Он, к примеру, курил, как паровоз (ого!) и, можно сказать был популяризатором этого дела при дворе (об этом можно прочитать здесь), а также писал стихи и устраивал экспедиции в Америку. Емкая личность. Елизавета таким симпатизировала. Тем более что он умел и остроумно пошутить.

— А я, Ваше Величество, могу взвесить табачный дым, — заявил он как-то королеве.
— Иди ты! И как же?
— А вот так!

Рэли взвесил горсть сухих табачных листьев. Забил их в трубку. Выкурил, грациозно, должно быть, пуская колечки и задорно подмигивая Елизавете. Взвесил оставшийся пепел. Отнял получившийся вес от веса сухих листьев. И получил вес дыма. Вот бестия! Королева была в восторге.

Уолтер Рэли

В итоге она пожаловала Уолтеру штуку под названием Farm of Wines. То есть он стал чем-то вроде инстанции, которая выдает разрешение на розничную торговлю вином. И каждый, кто желал нагреть руки на красненьком, должен был получить от Рэли заветную бумажку, которая стоила фунт (очень много).

Ну вот, инструкции, надеюсь, ясны. Тренируйтесь, наряжайтесь и, может быть, вы понравитесь королеве. Кстати, этим рекомендациям можно запросто следовать и в наше время. Я на своем веку встречал немало людей, добившихся изрядных высот исключительно благодаря ПУПСиКу.

Постлюдия

Вообще о Елизавете I и ее придворных можно писать бесконечно. Но я, признаюсь, немного устал. Так что продолжу как-нибудь в другой раз. Всем удачи!
_____________________________
Подписывайтесь на Занимательную Англию в соцсетях:
https://www.facebook.com/enjoyenglandblog
https://vk.com/enjoy_england
https://www.instagram.com/enjoy_england

Источник