Мясо ежа при геморрое
Ежи относятся к тем животным, которых можно встретить практически повсюду – они водятся в любой климатической полосе и даже в черте города чувствуют себя вполне нормально. При этом мало кто знает, что в кулинарной традиции некоторых народов ежатина занимает особое место. Например, у цыган жареный еж считается деликатесным лакомством, а древние римляне запекали этих зверьков в горячих углях. Вдобавок, мясо ежа представляет собой весьма полезный для здоровья продукт. Полезные свойства мяса ежа описал еще всемирно известный лекарь средневекового Востока – Ибн Сина, в Европе больше известный как Авиценна. Однако не спешите бежать в ближайшую лесопосадку за ежами, так как их безопасное употребление в пищу требует соблюдать некоторые меры предосторожности.
Чем полезно мясо колючего зверя
Несмотря на то, что современный человек не воспринимает ежа в качестве источника пищи, наши далекие предки охотились на этих животных буквально с незапамятных времен. Правда, изначально их добывали не ради мяса. Гораздо большую ценность в глазах людей прошлого имел ежиный жир, обладающий уникальными целебными свойствами. Так, при наружном применении он служит отличным средством от ожогов, а прием внутрь помогает успешно бороться с таким страшным заболеванием, как туберкулез.
Проблема лишь в том, что получить достаточное количество жира с одного ежа невозможно – зверьки эти сами по себе небольшие и при этом ведут активный образ жизни, так что тело их по большей части состоит из сухих упругих мышц. Лишь ближе к концу осени ежи обрастают жиром, запасы которого их организм накапливает на зиму.
Постепенно, люди стали использовать и непосредственно саму ежатину. Кулинарные качества данного продукта не впечатлили, хотя приведенные выше примеры свидетельствуют, что кое-где традиции употребления ежей в пищу сохранились до сих пор. А вот полезные свойства мяса ежа заслужили самую высокую оценку.
Так, все тот же Авиценна заметил, что мясо ежа способствует рассасыванию посторонних образований в организме. В связи с этим великий врачеватель рекомендовал людям, которые страдают слоновой болезнью регулярно употреблять в пищу соленое мясо наземных ежей и утверждал, что такое лечение очень быстро принесет положительный результат. Для тех, кто не знает, слоновой болезнью или элефантиазом называют увеличение конечностей до неестественных размеров, которое происходит из-за разрастания подкожных тканей с образованием устойчивого отека. Здесь стоит отметить, что даже современная медицина с ее возможностями так и не нашла эффективного средства лечения данного заболевания.
Кроме этого, мясо ежа используют в народной медицине при лечении геморроя, а также тугоухости. Жареного ежа в давние времена использовался для выведения из организма гельминтов. А его кожа способна понизить температуру тела при простуде, снимает боли и колики в животе, останавливает рвоту и даже кровотечения из носа.
Продолжая разговор о полезных свойствах мяса ежа можно сказать, что, как и любое мясо диких животных, оно содержит большое количество белка. Причем, он довольно быстро перерабатывается и легко усваивается нашим организмом. С этой точки зрения данный продукт вполне можно назвать диетическим, однако широкого распространения в диетологии ежатина не получила и тому есть серьезные основания, о которых речь пойдет ниже.
Получение ежового жира
На Руси ежей с незапамятных времен использовали для получения их ценного жира. Подобная практика была распространена в деревнях вплоть до середины XX века, а кое-где популярна и ныне. Нам – современным пользователям Интернета, такая процедура покажется как минимум негуманной, однако наши предки мыслили несколько иными категориями.
Для получения ежового жира требовалась русская печь, которую сегодня вполне может заменить обыкновенная духовка. Печь сильно топили, уже после того, как дрова прогорали в печь ставили закрытый чугунок в котором находился живой ёж. По истечению нескольких часов чугунок извлекали из печи. Как правило, от ежа оставалась только мягкая шкурка, покрытая иголками, которая плавала в ежовом жире. Шкурку попросту выкидывали, а ежовый жир использовали в соответствии с нуждами.
Что нужно знать
Задумавшись над тем, чтобы отведать ежа на вкус, следует помнить, что этот маленький колючий зверек относится к категории хищников. Растительная пища составляет незначительную часть ежиного рациона. В естественных условиях они питаются насекомыми, мелкими грызунами, а иногда они поедают даже небольших змей.
Это обстоятельство отражается и на свойствах мяса ежа, которое может содержать вещества, не всегда полезные для человека. Так, известны случаи, когда употребление в пищу плохо обработанных ежей приводило к заболеванию такими опасными недугами, как желтая лихорадка или сальмонеллез. В связи с этим необходимо соблюдать определенные меры предосторожности и тщательно обрабатывать мясо в процессе приготовления. На вкус мясо ежа необычное – обладает сладковатым привкусом.
Источник
Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции «Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения», посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата.
Из числа «диких зверей» в пригородных районах, пожалуй, чаще всего можно встретить обыкновенного ежа. Еж не избегает соседства человека и нередко поселяется на приусадебных участках, плодовых садах. Однако, несмотря на то, что ежи часто живут рядом с человеком, знания наши о них скупы и неполны. Между тем, о ежах сложено немало легенд и в былые времена они даже были объектом поклонения многих народов…
Следы поклонения священному ежу можно отметить в мифологиях Древнего Египта, Китая, Японии, шумеров, аборигенов Северной и Южной Америки, кельтов и славян. У древних египтян еж почитался как змееборец и ассоциировался с Богом солнца Амон-Ра. Культ ежа был распространен повсеместно во всех номах (областях) Египетского царства. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний. Для самураев еж служил символом доблести, мужества и скромности. У японцев он выступает в качестве неутомимого борца с силами зла и невежества. Изображения ежа татуировали неуязвимые индейские воины многих племен. Учитывая, что в Новом Свете еж не обитает, можно предположить о перенесении подобного культа предками индейцев из Азии еще в I тыс. до н.э.
Славянские дети с младенчества, с молоком матери, впитывали священный трепет перед образом ежа, которым их пугали строгие родители: «не балуй, а то еж заберет». У восточных славян еж является культурным героем, научившим людей защищаться от врагов (с помощью деревянного частокола, копий, пик и т. д.), построению укрытий, заготовке припасов на зиму.
В эпоху Средневековья западноевропейская аристократия использовала в числе геральдической символики изображения ежа и дикобраза. В некоторых рыцарских и дворянских гербах на века запечатлен еж с яблоками на спине. В Англии жива еще старая поговорка: «Он выгнул спину как еж, отправившийся за яблоками». Говорят так о человеке упрямого, ершистого и вздорного нрава, а подобные качества высоко ценились в рыцарской среде.
Среди эзотерических символов тайных обществ и геральдических эмблем феодалов встречаются так же символы розы (вспомним печально известные эмблемы, двух противоборствующих английских кланов – Алую и Белую розы) и ежевики с шипами, что дает повод пересмотреть истоки почитания данных цветка и ягоды. В период крестовых походов (XI – XIII вв.) часто употреблялся арготизм (слово заимствованное из диалекта определенной социальной группы) – «ежовая игла». Исследователями установлено, что под этим термином подразумевался бронебойный болт.
Интересно и само название ежа в английском языке – hedgehog, которое разбив на две части можно дословно перевести как: свинья, боров (hog) у живой изгороди (hedge) или походящая на нее (т.е. колючая.). В связи с этим, к любопытным аналогиям приводит исследование этимологического происхождения топонима Стонхендж (Stonehenge) – крупнейшей мегалитической культовой постройки II тыс. до н.э., в Великобритании, близ г. Солсбери. Изменяясь под влиянием романо-норманнского языкового давления, название потеряло окончание (hog) и приобрело лишнюю букву (n). В первоначальном варианте имя выглядело следующим образом: StoneHedgehog (каменный еж). Реконструкция культового сооружения так же показывает внешнее сходство форм. Мегалит, который некоторые ученые считают древней астрономической обсерваторией, представлен земляными валами, огромными каменными плитами и столбами, образующими концентрические круги.
Бытовал культ ежа и у тюркских народов. Из персоязычного сочинения XI в. Саида Гардизи «Зайн ал-Ахбар» («Украшение известий»), основанного на данных жившего в VIII в. ибн Мукаффы, о енисейских кыргызах известно, что «одни из них поклонялись корове, другие – ветру, третьи – ежу…». Вероятнее всего, речь идет о тотемах отдельных кыргызских родов и племен. При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что никаких упоминаний о еже ни в иранской, ни в арабской культурах нет, что исключает возможность «добавления от себя» авторами.
Действительно, среди домусульманских верований кыргызов, как и многих других народов, особое место занимал тотемизм, в основе которого лежит вера в общее происхождение и продолжающуюся кровнородственную близость различных групп людей с каким либо животным, растением или даже явлением природы. Тотемистическая вера древних проявлялась тогда, когда более четко дифференцировались временные представления, выделялось какое-то иллюзорное время, в котором жили полулюди-полуживотные – тотемные предки. Наличие этих культов, тотемических представлений показывает естественное единство людей с природой, их неотторжимость от нее, стремление отождествлять себя с природой. Это понятно, поскольку древние люди еще очень плохо различали целое и части, а также связи частей между собой.
По мнению известного советского археолога А.Н.Бернштама, тотемические представления кыргызов отразились в некоторых рунических надписях. В тексте памятника Бегре (эпитафии кыргыза Тер-апа или Терпа) говорится от имени героя: «Семь волков я умертвил, барса и оленя я не убивал». Известно, что волк являлся тотемом тюркского каганского рода ашина, а барс, вероятно, был тотемом кыргызского каганского рода иди (отсюда родовое имя «Барс», включая знаменитого кагана Барс-бега). Как полагается, охота на тотемного животного запрещалась, на нее накладывалось табу. Однако другие народы и племена могли убивать его и это, нередко, влекло за собой вражду между жителями разных территорий.
Кроме барса широко распространенными тотемами у кыргызов являлись также волк, беркут, собака, олень (помните сказ Ч.Айтматова «О рогатой матери-оленихе»). Так, племя бугу почитало оленя как своего прародителя. Это, однако, не мешало им охотиться на животное, что свидетельствовало об ослаблении тотемистического культа.
Что же касается культа ежа, то, во-первых, он, по-видимому, был распространен не у всех кыргызских племен, а во-вторых, позднее мог трансформироваться в использование ежей в народной медицине. Люди наделяли мясо и жир ежа целебными свойствами и по разному их употребляли, дабы излечиться или перенять часть полезных качеств почитаемого животного.
Различные части ежа на Востоке (в Нижнем Поволжье и в пустынных предгорьях Средней Азии распространен ушастый еж) использовали как лекарство еще в древности. В некоторые рецепты Авиценны (Ибн Сины, 980 – 1037 гг.), описанные в его «Каноне врачебной науки» входит мясо ежа. «Князь философии», как известно, классифицировал болезни на «холодные» (вызванные переохлаждением) и «горячие». Так вот, согласно его мнению «холодные» заболевания необходимо лечить именно с помощью «горячих» животных (обитающих в жарком климате, пустынях и полупустынях): змей, черепах, ежей (еж избегает сырых мест), т.е. высококалорийной пищей.
Бульон (шорпо) из ежа у кыргызского населения разных регионов считается лечебным средством от множества, недугов. К примеру, в Аксыйском районе Жалалабатской области шорпо из ежа применяют для лечения бруцеллеза (особенно его рецидива), пневмонии, туберкулеза и всех заболеваний связанных с легкими. В Алабукинском районе той же области – при сильных воспалительных процессах и простудах, как эффективное потогонное средство. Целебный бульон широко популярен и у местного населения Ошской области: в г. Ош и его окрестностях – при заболевании щитовидной железы (эндемическом и диффузном токсическом зобе), в Ноокатском районе – при острых хронических тонзиллитах (ангинах) и при кожных заболеваниях (ветелиге, псориазе), в Карасуйском районе – в целях профилактики и лечения бешенства, в Алайском районе – при сильных, повторяющихся аллергиях, в Араванском районе – при язвах желудка, а в Узгенском районе (с. Куршаб) даже при онкологических (раковых) болезнях. Иногда топленый жир ежа применяется наружно для растираний. Кыргызы же Кадамжайского района Баткенской области само появление вблизи жилища ежа особенно с выводком детенышей расценивают как добрый, хороший знак…
Еж применяется в лечебных целях и у других тюркских народов. Женщины-узбечки Ферганской долины употребляли бульон из ежа (по узб. типратикан, в диалектах – кирпи, кирпи тикан) при бесплодии. Вообще, таинственный женский культ почитания ежа требует отдельного исследования. Пока можно лишь говорить о вере в несомненное влияние ежа на плодородие. Ошские узбеки до сих пор употребляют ежатину при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки. Причем, мясо ежа при этом необходимо варить долго, выпаривая бульон до количества одной пиалы (т.е. высокой концентрации полезных веществ). Также известно об использовании узбеками в былые времена пепла от иголок ежа для лечения кожных заболеваний и шкуры животного для извлечения из раны осколков и пуль. Для этого на рану внутренней стороной накладывалась свеже снятая шкура.
Свойства шкуры ежа вытягивать металл из ран можно объяснить наличием у них на спинной стороне широкой подкожной кольцевой мышцы (позволяющей быстро свертываться в колючий шар), которая продолжает сокращаться еще некоторое время после гибели. Здесь можно указать любопытную параллель: у татар Пензенской области России существует поверье, согласно которому можно избавиться от горба туго привязав к телу также освежеванную шкуру ежа. Сохраняя элементы традиционных верований, башкиры тоже долго почитали объекты и явления природы, небесные светила, птиц и животных (вполне возможно и ежей). В тоже время, как и их среднеазиатские родичи, башкиры использовали ежей (по башк. терпе) в народной медицине. В Куюргазииском районе Башкирии бульон из ежа считают хорошим средством при лечении заболеваний легких, а в Салаватском районе республики – при малярии и сильном ознобе.
Многие видели в природе ежа и знают о его способности при опасности сворачиваться в клубок, выставляя иглы – видоизмененные волосы. Поэтому закономерно возникает вопрос: «как люди научились ловить и разделывать ежей?». В этом человек заимствовал опыт у лисиц, заставляющих ежей развернуться, сталкивая в воду или обливая мочой. Обычно пойманного ежа бросают в ведро с водой …
Подтверждает существование культа кыргызский вариант наименования животного – кирпичечен. Вторая часть слова «чечен» переводится как оратор. С этим совпадает легенда, которую сообщила учитель кыргызского языка из с. Актобо Аксыйского района Г. Бугуева. По ее рассказу в давние времена у одного хана (бая) был сын, обладавший даром красноречия (оратор) и вздорным характером. Используя свое социальное положение и язвительный язык, чечен всегда выходил победителем в соревнованиях акынов – айтышах… Народ ненавидел его и он обернулся в небольшое животное, покрытое мелкими иголками, такими же колючими как были его слова. По другой версии ежик также происходил из знатной семьи, но напротив был оратором-поборником справедливости, борцом с лживыми муллами, алчными и деспотичными баями и манапами. За это темные силы заколдовали его в колючее животное. Именно поэтому, наверное, в кыргызских традициях изобразительного искусства при оформлении сказок, легенд и детских книг, ежей рисуют обязательно в мужских национальных головных уборах – белых калпаках, считающихся также символами мудрости и власти.
Словом «кирпичечен» в таласском говоре обозначают еще дикобраза. Идентичное название с учетом особенностей фонетики имеется в казахском языке – кiрпiшешен. В кыргызском языке существуют и ряд локальных наименований ежа, таких как: кирпи (повсеместно) и калмүштөк (Алабукинский район). В основе последнего лежат два слова: кал – родинка (ее напоминает носик ежа) и мүштөк – курительная трубка – может быть в связи с тем, что кончик морды ежа вытянут в небольшой, но хорошо заметный хоботок, походящий на муштук. Название же кирпи (по турецки – kirpi, по татарски – керпе) можно считать производным от тюркских слов «кирпик» – ресницы (схожие по форме, колючие и мохнатые) или «көрпө» – одеяло (оттого, что брюшко ежа покрыто мягкой шерсткой).
Чтобы понять истоки культа ежа, подобного отношения людей к ним необходимо обратиться к традиционной науке. Так что же говорит о ежах биология? Зверек этот во многих отношениях заслуживает нашего внимания – и по своеобразной внешности и по способу защиты, и по способности впадать в зимнюю спячку, и по невосприимчивости к ядам, и по положению в системе класса млекопитающих. Еж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко. Он часто днем скрывается в непосредственной близости с человеком – под стогом сена, в стенах глинобитных заборов, сараев, заброшенных домов. К самому человеку быстро привыкает, уже через 2 – 3 дня его можно без опасения брать в руки. В неволе легко приспосабливается к новому рациону – ест хлеб, мясо, яблоки, молоко. Еж весьма прожорлив и поедает массу всяких вредных для леса и садов насекомых (в т.ч. саранчовых) и слизней. Особенно там, где для других животных они малодоступны: в травяной и лиственной подстилке, между корнями деревьев, кустарников и т. п.
Впрочем, добычей ежа нередко становятся и более крупные подвижные животные. Сюда следует отнести уничтожение в лесу и полях гнезд мелких мышевидных грызунов вместе с выводком, вредящих сельскому и лесному хозяйству. Их он добывает чаще из-под земли, раскапывая норки (поэтому ежей иногда держат в домах вместо кошки). Известны случаи победоносного нападения ежей на ядовитых змей, всегда внушавших людям чудовищный страх. С давних пор известна малая чувствительность ежей к их укусам, позволяющая им одолевать и поедать даже гадюк. Это не значит, что организм ежа совершенно нечувствителен к змеиному яду, но, как показали опыты сопротивляемость его в 35 – 40 раз сильнее, чем у морской свинки – животного приблизительно таких же размеров, как и еж. Хотя промыслового значения ежи не имеют, они, безусловно, полезны и имеют огромное эпидемиологическое значение!
В пользу существования культа говорит то, что ежа нередко именуют «живым ископаемым Старого Света» среди современной фауны земного шара. Род ежей принадлежит к отряду насекомоядных. Млекопитающие этого отряда – наиболее древние и примитивные из плацентарных. Головной мозг у них мал, полушария его без извилин (отсюда, по-видимому, выражение «даже ежу понятно», хотя лабораторные наблюдения показали большую их сообразительность). Предки насекомоядных – возможные родоначальники всех остальных плацентарных. Остатки черепов древнейших насекомоядных были найдены в пустынях Монголии. Обнаружившие их в 1921 г. американские палеонтологи отнесли их даже к меловому периоду, то есть сочли этих зверьков за современников динозавров!
Таким образом, помощь ежей в борьбе с различными сельхозвредителями, защита жилищ от змей и древность происхождения не могли оставить людей равнодушными к этим животным.
Еще в античное время о повадках ежа в своем труде «Естественная история» писал древнеримский ученый Плиний Старший (PliniusMaior, 23 или 24 – 79 гг.). Прошли века, но во многих странах – от берегов Англии до Тихого Океана – по сей день о ежах живы множество легенд… Охотники, писатели, натуралисты (включая великого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина), даже зоологи в немалом числе продолжают рассказывать и писать о них странные, порой несуразные (по мнению современной науки) истории, будоражащие умы и воображение! Поэтому, данная проблема требует еще серьезного исследования.
Т.М.Аюпов, к.и.н., ЮО НАН КР
А.А.Бакиров, ОшГУ
Использованная литература:
- Караев О.К. Арабские и персидские источники IX – XII вв. о киргизах и Киргизии. – Ф., 1968.
- Киргизско-русский словарь. В 2-х кн./Сост. К.К. Юдахин. – Кн. 1. – Ф., 1985.
- Полевые записи Аюпова Т.М. 2006 – 2007 гг. – Тетради № 1 – 2.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1968.
- Что будет, если в лесу захохочет ежик?// «Моя семья». – 2007. – № 14.
- Основные информаторы:
- Альмухаметов Фаткулла, 1924 г.р., г.Ош;
- Валиев Акрам, 1913 г.р., г. Ош;
- Исмаилов Мухаммадсоли, 1955 г.р., г.Ош;
- Орунбаев Бакы, 1950 г.р., пгт. Советский Кадамжайский район;
- Хамзина Назира, 1947 г.р., г. Бишкек.
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Источник