Фильм ветрянка виктора косаковского смотреть онлайн

Фильм ветрянка виктора косаковского смотреть онлайн thumbnail

3 октября в Санкт-Петербурге завершается 25-й Международный кинофестиваль «Послание к Человеку». В его международном конкурсе прошла премьера 22-минутного фильма «Ветрянка» Виктора Косаковского. Это документальный фильм для детей. Снят он на русском языке, но на норвежские деньги и представлял на фестивале Норвегию, а не Россию.

Виктор Косаковский — один из самых талантливых документалистов, способный снять камерную историю и амбициозный полнометражный проект «Да здравствуют антиподы!», открывавший четыре года назад Венецианский кинофестиваль. Так уж складывается его биография, что денег у государства он не берет. Работает самостоятельно, часто с западными продюсерами. В производстве «Антиподов» было задействовано 11 стран. Даже на проект о Санкт-Петербурге, который Виктор мечтает уже несколько лет снять в 3 D, средств на родине не находится, все сводится к обещаниям. Снимет он иногда с интервалом в 5-7 лет.

О том, как рождалась «Ветрянка», Виктор Косаковский рассказал удивительную историю: «В каком-то смысле это пионерский проект. У нас ведь никто документальное кино для детей не снимает. Как-то я гулял со своим 12-летним ребенком, мы разговаривали, подошли к памятнику Крылова, и он спросил: «Что же ты все снимаешь серьезное кино? Почему не сделаешь фильм для детей? Думаешь, у нас нет никаких переживаний?» В тот же вечер мне позвонила из Норвегии Анита — передовой продюсер и человек и сказала: «Не хочешь снять фильм для детей?». Потом я долго бродил по городу и нашел девочку и ее сестру. Встретил совсем молодого человека, который написал мне музыку». Как выяснилось, Анита только в прошлом году впервые попала в Россию и Санкт-Петербург, и вот решила снимать здесь кино.

Фильмов о балете создается немало. Это своего рода бич начинающих режиссеров, которые часто в поисках героев отправляются в балетный класс. Короткометражек на эту тему — море и не только студенческих. Снимают в основном юных балерин и тех, что ушли на заслуженный отдых, живут воспоминаниями о былом. На последнем кинофестивале в Карловых Варах представили великолепную швейцарскую картину «Горизонты» Эйлин Хофер. Снималась она в балетной школе Гаваны. А героинями стали три балерины разных поколений: пятнадцатилетняя Аманда, делающая первые шаги, такая же хрупкая, как Настя и Полина у Косаковского; 35-летняя прима, чья жизнь целиком посвящена служению искусству, и ничему другому, и наконец, — 94-летняя кубинская легенда Алисия Алонсо. Она еще выходит на сцену и пытается танцевать, хотя плохо передвигается самостоятельно. И она — настоящее чудо этого фильма, если не сказать, что священное чудовище.

В известной степени Виктор Косаковский в своем выборе не оригинален. Другое дело, на какую аудиторию рассчитан его фильм. Юные героини, напоминающие иногда гадких утят, из которых только завтра сформируются красивые лебеди, работают у станка, кровью и потом добиваются результатов. Это школа выживания. А выживают сильнейшие. Одна из сестер старается из-зо всех сил, а ей говорят, что мышцы слабые, и ногу держать она не умеет. Слезы текут рекой. Строгая наставница громким голосом выговаривает: «Девочки! Красиво! Вы же не гуси, а лебеди». На одном из просмотров присутствует сам Эйфман — ответственный момент. Юные танцоры во время занятий и репетиций бьют друг друга подушками, бесятся, как и все дети на свете. Когда юной балерине зададут вопрос: «Зачем ты танцуешь?», она ответит: «Чтобы быть счастливой».

Почему «Ветрянка»? Наверное, потому, что одна сестра смазывает другой болячки зеленкой. Все лицо в зеленых веснушках.

Источник

Жасинт Тайллон расследует убийство женщины. Ее напарник Виктор Лессар был недавно отстранен за драку. Труп обнаружил хозяин дома Грег Хоровиц. Его увезли в больницу с сердечным приступом. На момент убийства Грег был во Флориде с женой. Убийца поставил на жертву особое приспособление и оставил ее. Когда женщина взяла со стола ключ и сняла наручники, механизм сработал и убил ее.

Лессар приходит на место преступления. Вместе с Жасинт они осматривают тело и помещение. Механизма на женщине нет и детективы гадают по поводу происхождения ее ран. Сотрудница полиции Надя садится в машину. Она замечает, что с крыши на улицу рядом с ней сбросили стеклянную бутылку. Она поднимается на крышу и находит там пьяного пожилого мужчину. Мужчина кричит ей, что он ничего не делал. Мужчина переживает, что на стене исчезло нарисованное им сердце с именем его возлюбленной Сильвии. Мужчина в бешенстве из-за того, что его обвинили во всем. Он просит передать Сильвии, что он не виноват. Проклиная свою жизнь, мужчина спрыгивает с крыши. Надя находит бумажник с документами.

Лессар и Жасинт догадываются, что убийца все прибрал после себя, но оставил лишь красную линию на полу, как будто он хотел оставить послание о том, что убитая женщина переступила ту черту. Жасинт рада возвращению Лессара. Надя размышляет над случаем мужчины, который покончил с собой у нее на глазах. Надя узнала, что самоубийцу звали Андре Лартье. Ранее его арестовывали за беспорядки в общественных местах, он сидел за рукоприкладство и взлом помещения. Ей не понятно, для чего он стал опустошать карманы перед смертью. Причем выброшенный им бумажник с документами не принадлежал ему.

Жасинт подмечает, что у жертвы была укладка и хороший маникюр, а значит она была достаточно обеспеченной особой. Лессар догадывается, что убийца долго мучал жертву в удаленном помещении, где ему никто не мог помешать. Но зачем он это делал, пока не ясно. Надя находит место, куда ходил Лартье. Он закрыл сотрудницу заведения на ключ, заявив, что она что-то подбросила. Девушка не стала писать на него заявление, но Лартье с тех пор туда пускать перестали.

Надя звонит Лессару и Жасинте. Она сообщает, что имя их жертвы Джудит Харпер. У нее в руках ее бумажник. Они встречаются и обсуждают произошедшее. Надя рассказывает, что перед тем, как спрыгнуть с крыши Андре положил на землю бумажник Джудит. Жасинт узнает, что Харпер была профессором и заведующей кафедрой психиатрии в университете, а также проводила исследования по депрессии. Убийцей может оказаться один из ее пациентов. За телом Лартье никто не пришел. Надя хочет найти его родных.

Лессар и Жасинт приходят к дочери Джудит – Изабелль. Дочь рассказывает, что маму все любили, и она никогда не упоминала никаких злопыхателей. Жасинт показывает Изабелле фото Андре, но та никогда его не видела и даже имени его не слышала. По словам Изабеллы, все чем занималась мама – это гуляла, читала книги, занималась спортом и ухаживала за садом. У Изабеллы есть супруг Уильям, но детей у них нет. Дочь начинает винить себя в том, что позволила Джудит жить одной и не настояла на ее переезде в ее дом. Уильям сейчас в отъезде.

Тем временем Уильям приезжает в квартиру, где у него лежат наручники, скотч, камера, а также множество различных инструментов. Лессару кажется подозрительным то, что Джудит Харпер не хотела жить с дочерью. Надя передает им адрес квартиры, которую снимал Андре. Хозяин квартиры рассказывает, что Андре регулярно платил. От него раз в месяц приходил конверт с деньгами. Однако сам он постоянно где-то пропадал. В квартире Жасинт ловит какого-то парня, который копошился в вещах.

Лессар находит фотографию девушки, на которой написано имя – Сильвия. Также он находит множество признаков того, что Андре считал, что за ним следит человек-арбуз. Также Лессар находит тайник, в котором спрятана визитка с номером. Он звонит по этому номеру Филипу Лоусону. Лоусон говорит, что уже 30 лет работает. Его визитки могут быть у кого угодно. Андре Лартье он не вспоминает. На работе Лоусон получает письмо, в котором ему предлагает поиграть в «виселицу» компания, которая складирует трупы. Лоусон благодарит Луиса за работу со свидетелями и передает ему конверт с деньгами.

Дома Лессар встречается с Надей. У них романтические отношения, которые они старательно скрывают от окружающих. Надя не может смириться с тем, что так и не удалось найти родных Андре. Лоусон просит свою помощницу Адель срочно принести их архива ему одно досье. В доме Андре Лессар находит разорванную обложку журнала с фотографией Андре и одного парня. В заголовке говорится о математике, который живет на улице. Вечером Надя ходит по улицам и расспрашивает бездомных, не видели ли они Андре. Лессар делится своей находкой с Надей.

Адель находит то дело, о котором ее просил Лоусон. Там две коробки документов. Лоусон грузит коробки в свою машину, а помощнику дает денег и велит запомнить, что эти коробки абсолютно пусты. За Лоусоном продолжает следить какой-то псих. В машине Лоусона на экране включается ролик об убийстве Кеннеди, где зациклена фраза убийцы, который говорит, что стрелял не он. Лоусону не по себе от этого видео.

Лессар продолжает исследовать материалы дела. Жасинт обследует квартиру Джудит Харпер. Надя находит парня с обложки журнала, фотографию которого ей отправил Лессар. Лоусон дома залезает в сейф. Он достает деньги, паспорт, документы, ключ и пистолет. Надя пытается поговорить с чудаковатым парнем. Его зовут Нэш. Нэш рассказывает, что написал докторскую по теории чисел. Также он отмечает, что оказаться на улице ему помогли. Надя говорит Нэшу про Андре Лартье. Тот моментально сбивает ее с ног и начинает бить, пугаясь, что она может быть из полиции. Другой бездомный отпугивает его, и Нэш убегает.

Жасинт не нашла ничего интересного в доме Джудит. Лессар же изучает записи Лартье, которые как будто пришли из его подсознания. Он думает, что в этих записях кроется какое-то послание. Надя объявляет в розыск Нэша. Надя осматривает оставленную Нэшем сумку. В ней она находит бумажник Филипа Лоусона. Надя сообщает об этом Лессару. Лоусон планирует бежать. Ему страшно.

Лессар оставляет Лоусону сообщение, чтобы тот срочно перезвонил ему. Но Лоусон не реагирует на это. Изабелль вспоминает странные разговоры ее матери с Уильямом. Тот говорил ей, что уже поздно строить из себя порядочную особу. Изабелль звонит мужу. Тот врет ей, что стоит в очереди на рейс, а сам в это время снимает проститутку. Лессар и Жасинт заявляются в дом к Лоусону. Но тот уже сбежал. Там они находят лишь его любовника, который спит после приема наркотиков. Лоусон приезжает в фамильный склеп своей семьи. Там он прячет документы, которые вывез с работы. Ключ от склепа он прячет на кладбище под статуей.

Источник

В новой программе Берлинале «Encounters» показали высокотехнологичный документальный фильм про ферму и ее обитателей, превращающий скотный двор в парк юрского периода, а норвежскую свинью — в лирическую героиню.

Виктор Косаковский — один из главных документалистов с территории бывшего СССР, дебютировавший еще в конце 1980-х фильмом о последних месяцах жизни советского философа Алексея Лосева. Далее последовал шедевр пленочной документалистики «Беловы» — двойной портрет живущих в древней избе старика и старухи, которые оказываются не мужем и женой, а добродушной работящей сестрой и братом-бездельником, склонным к философствованию (и, конечно, к запойному пьянству). Кульминационной сценой фильма и оказывалось трагикомическое русское застолье: в какой-то момент дед собирается зарубить бабу топором (камера не вмешивается), но через мгновение в бесчувствии падает под лавку. После были такие же человеческие истории: рассказы о судьбах простых ленинградцев, родившихся в один день с режиссером («Среда 19.07.1961»), хроника поспешных и абсурдных ремонтных работ к 300-летию Санкт-Петербурга («Тише!») или эмоциональный портрет ребенка (точнее, сына режиссера), впервые увидевшего свое отражение в зеркале («Свято»).

В 2010-е эстетика и масштаб работ Косаковского изменились (появились большие бюджеты), но метод остался тем же, что в «Среде» — через произвольное совпадение дать панораму жизни. «Да здравствуют антиподы!» (2011) соединял противоположные точки земного шара. Картинка тут стала, как говорится, качественной: Косаковский-оператор явно ориентировался на Годфри Реджио. Внимание к технической стороне стало еще более пристальным в недавней «Акварели», посвященной стихии воды во всем ее многообразии: тайфуны, озера и ледники были сняты в сверхчетком формате 96 кадров в секунду.

В новом фильме «Гунда» Косаковский сверхчетко показывает… свинью. Живущая в Норвегии Гунда кормит недавно родившихся поросят, звонко прихрюкивает, ковыряя пятачком в земле, вальяжно принимает грязевые ванны. Черно-белое изображение усиливает драматизм и пафос этого портрета с натуры, камера максимально близко подбирается к животным, присутствуют даже крупноплановые сцены внутри довольно тесного свинарника (для этого была построена точная копия жилища Гунды со съемными панелями, так что внутри находился один только объектив камеры).

Периодически Гунду и ее детей сменяют коровы и курицы, живущие в Испании и Великобритании. Так Косаковский снова выходит на мировой масштаб: обитатели скотного двора и птичника не просто модели, бегающие туда-сюда перед художником-документалистом, но источник того мяса, что потом оказывается на соседних полках супермаркета. Сам режиссер с детства придерживается веганства. По этой же причине к фильму в качестве исполнительного продюсера на этапе постпродакшена присоединился известный экоактивист и защитник животных Хоакин Феникс.

Впрочем, назвать «Гунду» пропагандой чего бы то ни было довольно трудно. Тут нет агитационного шок-контента вроде страдающих животных, как в знаменитой документальной агитке «Земляне» (2005), где закадровый голос принадлежал тому же Фениксу. Здесь вообще нет человеческой речи. Зато в «Гунде» можно услышать десятки вариаций хрюканья, куриного кудахтанья и назойливого жужжания насекомых, облепивших коров. В пресс-релизе фильма даже фигурирует выражение «pig’s gaze» («свиной взгляд»), по аналогии с модной сегодня темой противопоставления мужского и женского подходов (взглядов) в режиссуре — см. дискуссии вокруг «Портрета девушки в огне». Основная цель «Гунды» — как бы бесстрастная фиксация жизни животных. Косаковскому вообще плевать на нарратив; кино для него не рассказ, а живая картина. В том, что касается бесстрастности, «Гунда» идет даже дальше «Акварели»: закадровая музыка отсутствует полностью, а человек в кадре не появляется ни на секунду. В его отсутствие животные приобретают исполинские масштабы, занимая все экранное пространство (тут, конечно, необходим просмотр в кинотеатре). Титанического размера свинья лежит на боку, будто лавкрафтовский бог, а крупный план куриной лапы живо напоминает о «Парке юрского периода».

Отрицание антропоцентризма — популярная тема в современной философии (см., например, объектно-ориентированную онтологию Грэма Хармана, не признающего привилегии человека перед прочими объектами этого мира; наличие разума, всего лишь локального завихрения материи в масштабах вечности и Вселенной, не дает человеку преимуществ даже перед, скажем, каким-нибудь камнем). Так что осознанное движение Косаковского к смиренному энвайронментализму — вполне модная штука. С другой стороны, в «Гунде» все равно чувствуется слишком человеческий ход мысли режиссера вроде душещипательного финала (на всякий случай обойдемся без спойлеров, но догадаться, какова судьба свиней на ферме, нетрудно) или крупных планов глаз животных (абсолютно очеловечивающий прием, несколько противоречащий всему вышесказанному). Но внутренние противоречия снимаются собственно названием программы, в которой участвует фильм, — «Encounters», то есть «Встречи». Все-таки «Гунда» не продукт природы, а результат ее встречи с человеком или даже, скорее, их контакта, пусть пока и третьей степени.

Источник