Дипломная работа на тему ветряная оспа

Дипломная работа на тему ветряная оспа thumbnail

Министерство здравоохранения Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»

«Допустить к защите»
Руководитель ВКР
__________________/_________
Подпись Ф.И.О«___»__________________20__г.
Заведующий кафедрой (ЦМК)
__________________/_________
Подпись Ф.И.О
«___»__________________20__г.

Роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы у детей в условиях поликлиники.
Дипломная работа

Исполнитель:
Студентка группы 302 МС
Руководитель:

Екатеринбург
2016Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть…………………..…………………………………………………….5
1.1. Характеристика заболевания ветряная оспа…………………………………………………………………………5
1.2. Классификация ветряной оспы………………………………………………………………………..6
1.3. Симптомы ветряной оспы…………………..…………………………………………………….6
1.4. Формы ветрянойоспы………………………..……………………………………………….7
1.5. Осложнения заболевания……………………………………………8
1.6. Диагностика…………………………………………………………9
1.7. Особенности лечения……………………………………………………………………10
1.8. Роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы в условиях поликлиники……………………………………………………………..12
Глава 2. Роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы у детей….……………………………………………………………………10
2.1.Цели и задачи исследования………………………………………….
2.2. Методика исследования………………………………………………
2.3.Результаты исследования……………………………………………..
2.4.Выводы по результатам исследования……………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………….

Введение
На сегодняшний день ветряная оспа занимает одно из ведущих местсреди инфекционных заболеваний детского возраста с воздушно-капельным механизмом передачи возбудителя. Ветряной оспой болеет большинство детей, начиная с двухлетнего возраста и до десяти лет. Зачастую заболевание возникает у пациентов, которые постоянно находятся в детских коллективах: детских садах и начальных классах общеобразовательных учреждений. Несмотря на высокую значимость патологии,обусловленной вирусом варицелла — зостер (Varicella zoster) , наличие летальных исходов, а также тяжелых осложнений, система эпидемиологического надзора и контроля эпидемиологического процесса ветряной оспы остаётся недостаточно разработанной. Поэтому, максимально полное знание аспектов современной диагностики, лечения и профилактики ветряной оспы медицинской сестрой, является необходимым условием для оказанияквалифицированной медицинской помощи.
Актуальность. В современных условиях значимость ветряной оспы для здоровья детей обусловлена ее широкой распространенностью, высокими показателями заболеваемости (до 775 на 100 000 населения), значительной вероятностью тяжелого клинического течения, осложнений, которые могут приводить к летальным исходам, а также развития врожденных форм инфекции.
Трудности борьбы светряной оспой связаны с тем, что практически отсутствуют методики по профилактике и противоэпидемические мероприятия при этой инфекции. Самым эффективным методом профилактики является вакцинация. В вопросах профилактики среднему медперсоналу отводится основная значимость — роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное и тщательное выполнение требованийсанитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ветряной оспы в условиях поликлиники.
Цель исследования —
Изучение сестринских особенностей по профилактике ветряной оспы у детей в условиях поликлиники.
Задачи исследования —
Для достижения данной цели исследования…

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Автор: Акимгалиев Амир 6б класс Руководитель: Досалиева Гульбике Сергалиевна

Описание слайда:

Автор: Акимгалиев Амир 6б класс Руководитель: Досалиева Гульбике Сергалиевна

2 слайд

Актуальность проекта С февраля месяца 2019 года учащиеся 6б класса, то есть

Описание слайда:

Актуальность проекта С февраля месяца 2019 года учащиеся 6б класса, то есть мы, один за другим стали уходить на карантин по ветрянке. И мы задались вопросами: — почему мы заболели; — можно ли уберечься от этой болезни; — почему не все заболели этой болезнью. Мы с ребятами решили узнать об этой болезни, насколько она опасна и поделиться информацией со всей школой.

3 слайд

Объект исследования: Учащиеся 6 б класса Предмет исследования: Заболевание ве

Описание слайда:

Объект исследования: Учащиеся 6 б класса Предмет исследования: Заболевание ветряной оспы

4 слайд

Это мы, переболевшие ветрянкой!!!

Описание слайда:

Это мы, переболевшие ветрянкой!!!

5 слайд

Дипломная работа на тему ветряная оспа

6 слайд

Цель исследования: 	Узнать почему мы заболели ветрянкой и почему 21 день мы

Описание слайда:

Цель исследования: Узнать почему мы заболели ветрянкой и почему 21 день мы были на карантине и не посещали школу, можно ли от нее защититься.

7 слайд

Задачи исследования: Что такое ветряная оспа? Чем опасно это заражение? Причи

Описание слайда:

Задачи исследования: Что такое ветряная оспа? Чем опасно это заражение? Причины заболевания ветряной оспы. Профилактика заболевания. Рассказать о ней ребятам из нашей школы.

8 слайд

Гипотеза: Фактор, способствующий к заболеванию: а) подверженность организма

Описание слайда:

Гипотеза: Фактор, способствующий к заболеванию: а) подверженность организма к болезни; б) сниженный иммунитет; в) авитаминоз; г) тесный контакт в классе.

9 слайд

Методы и этапы исследования: Аналитико- методологический методы: Изучение, о

Описание слайда:

Методы и этапы исследования: Аналитико- методологический методы: Изучение, обобщение и анализ научной литературы; наблюдение. Опытно-экспериментальный методы: Первичная диагностика, проектирования, опытно-экспериментальная работа, методы экспертных оценок и самооценки, наблюдение Аналитико-обобщающий Методы -Количественный и качественный анализ; Экспертное оценивание; Трансляция опыта в МБОУ г. Астрахани «ООШ №3»

10 слайд

К ИНФЕКЦИЯМ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ВОЗДУШНО -КАПЕЛЬНЫМ ПУТЕМ, ОТНОСЯТСЯ: грипп дифтери

Описание слайда:

К ИНФЕКЦИЯМ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ВОЗДУШНО -КАПЕЛЬНЫМ ПУТЕМ, ОТНОСЯТСЯ: грипп дифтерия краснуха скарлатина коклюш корь ветряная оспа

11 слайд

Ветрянка или ветряная оспа Ветрянка – вирусная болезнь. Ее возбудителем являе

Описание слайда:

Ветрянка или ветряная оспа Ветрянка – вирусная болезнь. Ее возбудителем является вирус Варицелла-Зостер. Именно он вызывает герпес и опоясывающий лишай. Все болезни, возбудителем которых является вирус, характеризуются высыпаниями на разных частях тела.

12 слайд

Высыпания имеют пузырьковый характер. Внутри пузырьков скапливается жидкость.

Описание слайда:

Высыпания имеют пузырьковый характер. Внутри пузырьков скапливается жидкость. Пузырьки оспы содержат несколько миллионов вирусных частиц каждый.

13 слайд

Передается недуг воздушно-капельным путем. Достаточно некоторое время пребыва

Описание слайда:

Передается недуг воздушно-капельным путем. Достаточно некоторое время пребывать с больным ветрянкой в одном помещении – и вирусное заболевание вам обеспечено. Воздушным путем ветрянка распространяется на расстоянии до 20 метров.

Читайте также:  Ветряная оспа лечение у детей препарат

14 слайд

Как происходит заражение ветряной оспой Заражение ветрянкой происходит в боль

Описание слайда:

Как происходит заражение ветряной оспой Заражение ветрянкой происходит в больших коллективах при наличии скопления большого количества людей в одном помещении. 

15 слайд

Восприимчивость к ветряной оспе очень высока (до 100%), в связи с чем в возра

Описание слайда:

Восприимчивость к ветряной оспе очень высока (до 100%), в связи с чем в возрасте с 6 месяцев до 12 лет почти все дети переносят оспу. К 15 годам переболевают 70-90% людей. После перенесенного заболевания остается пожизненный нестерильный иммунитет. Повторные случаи заболевания крайне редки.

16 слайд

повышенная температура; жар; озноб; общее недомогание; усталость; чувство дис

Описание слайда:

повышенная температура; жар; озноб; общее недомогание; усталость; чувство дискомфорта; головные боли; боли в области живота; потеря аппетита; нервозность; сыпь на различных участках тела; сильный зуд пораженных мест. Основные признаки ветрянки

17 слайд

Инкубационный период Инкубационный период продолжается от11 до 21 дня. Заболе

Описание слайда:

Инкубационный период Инкубационный период продолжается от11 до 21 дня. Заболеть ветрянкой можно вплоть до образования плотных корочек, для окружающих больной будет безопасен только после 5 суток от появления последних высыпаний.

18 слайд

Лечение ветряной оспы Лечение ветрянки у детей не требует какой-то особой тер

Описание слайда:

Лечение ветряной оспы Лечение ветрянки у детей не требует какой-то особой терапии, против неё нет лекарств, следует лишь соблюдать постельный режим, чаще менять постельное бельё, много пить, соблюдать диету (употреблять только молочные продукты, блюда из фруктов и овощей). Чтобы предотвратить наслоение гнойной инфекции необходимо все высыпания ребёнка 2 раза в день обрабатывать зелёнкой или раствором марганцовки.

19 слайд

Мифы о заразности ветрянки ветряной оспой можно заболеть через третье лицо вз

Описание слайда:

Мифы о заразности ветрянки ветряной оспой можно заболеть через третье лицо взрослые более устойчивы к заражению вирусом ветрянки, чем дети Инфицирование возможно только при непосредственном контакте больного и здорового. В мире достоверных случаев заражения ветрянкой через третье лицо не было.

20 слайд

Результативность: 1 Наш основной вывод: ветрянкой лучше переболеть в детстве.

Описание слайда:

Результативность: 1 Наш основной вывод: ветрянкой лучше переболеть в детстве. Некоторые страны допускают контакт с больным ветрянкой в коллективах с целью приобретения естественного иммунитета. Нам значит повезло, что мы вовремя переболели этой заразной болезнью.

21 слайд

Но изучив научную литературу, пришли к выводу, что нужно поддерживать своё з

Описание слайда:

Но изучив научную литературу, пришли к выводу, что нужно поддерживать своё здоровье всегда: заниматься физкультурой, правильно питаться, закаляться.

22 слайд

Физкультминутки

Описание слайда:

Физкультминутки

23 слайд

Дипломная работа на тему ветряная оспа

24 слайд

Дипломная работа на тему ветряная оспа

25 слайд

Пальчиковая гимнастика

Описание слайда:

Пальчиковая гимнастика

26 слайд

Любим заниматься физкультурой

Описание слайда:

Любим заниматься физкультурой

27 слайд

Дипломная работа на тему ветряная оспа

28 слайд

Вывод: Желаем всем удачи. Мы за здоровый образ жизни!!!

Описание слайда:

Вывод: Желаем всем удачи. Мы за здоровый образ жизни!!!

29 слайд

1. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возрас

Описание слайда:

1. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб.для студ. Учреждений высш.проф.образования / В.В.Голубев. – 2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «АкадемиЯ, 2013. – 240с. 2.А. П. Казанцев, В. С. Матковский. Справочник по инфекционным болезням. — М.: Медицина, 1985. 3. В.И.Покровский. «Инфекционные болезни и эпидемиология» , 2007 4. Статья доктора А.В.Комаровского на сайте www.ladoshka.ru. 5. Статья доктора И.Ю.Кокоткина на сайте www.herpes.ru. 6. https://theherpes.ru/vetryanka/puti-rasprostraneniya-ospy.html 7. https://moipediatr.ru/vetryanka/kak-peredaetsya-vetryanka.html#oglavlenie0 Литература

30 слайд

***** Благодарю за внимание!

Описание слайда:

***** Благодарю за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Дипломная работа на тему ветряная оспа

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Дипломная работа на тему ветряная оспа

Курс повышения квалификации

Дипломная работа на тему ветряная оспа

Курс повышения квалификации

Дипломная работа на тему ветряная оспа

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-873832

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Дипломная работа на тему ветряная оспа

Èñòî÷íèê èíôåêöèè, ìåõàíèçì è ïóòè ïåðåäà÷è âåòðÿíîé îñïû. Ðåïëèêàöèÿ è íàêîïëåíèå âèðóñà ñ ïîñëåäóþùåé âèðóñåìèåé. Îáðàçîâàíèå èíôèëüòðàòîâ âîêðóã ñîñóäîâ ñåðîãî è áåëîãî âåùåñòâà ìîçãà. Êëàññèôèêàöèÿ âåòðÿíîé îñïû. Òÿæåëûå ôîðìû è îñëîæíåíèÿ áîëåçíè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäïðåçåíòàöèÿ
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ18.03.2016
Ðàçìåð ôàéëà296,3 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âåòðÿíàÿ îñïà, âåòðÿíêà — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ëèõîðàäî÷íûì ñîñòîÿíèåì è ïàïóëîâåçèêóëåçíîé ñûïüþ. Òàêñîíîìèÿ âèðóñà âåòðÿíîé îñïû. Ðåçåðâóàðû èíôåêöèè, ïóòè ïåðåäà÷è. Ðîëü âèðóñà â ãîðîäñêèõ ýêîñèñòåìàõ. Ïðîòåêàíèå áîëåçíè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [210,4 K], äîáàâëåí 22.08.2011

  • Âîçáóäèòåëü âåòðÿíîé îñïû. Ðàçìíîæåíèå âèðóñà è àëëåðãè÷åñêèé îòâåò îðãàíèçìà. Ëèõîðàäêà è äðóãèå íåñïåöèôè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ èíôåêöèè. Ìåòîäû ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè âåòðÿíîé îñïû. Æèâàÿ àòòåíóèðîâàííàÿ âàêöèíà. Ðåãèîíàëüíûå ïðîãðàììû èììóíèçàöèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,6 M], äîáàâëåí 28.02.2014

  • Âåòðÿíàÿ îñïà — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå ñ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì ïåðåäà÷è. Êàê âîçíèêàåò âåòðÿíàÿ îñïà. Îñíîâíûå ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ è ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà. Ëå÷åíèå âåòðÿíîé îñïû. Ìåðîïðèÿòèÿ â ýïèäåìè÷åñêîì î÷àãå.

    ðåôåðàò [23,5 K], äîáàâëåí 12.12.2010

  • Èññëåäîâàíèå èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ, âàðèîëÿöèè è âàêöèíàöèè. Õàðàêòåðèñòèêà ýòèîëîãèè, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû è ïàòîãåíåçà, îñîáåííîñòåé âîçáóäèòåëÿ îñïû. Èçó÷åíèå îñëîæíåíèé ïîñëå áîëåçíè, äèàãíîñòèêè, ïðîôèëàêòèêè è îñíîâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ âåòðÿíîé îñïû.

    ðåôåðàò [30,0 K], äîáàâëåí 17.10.2011

  • Âîçáóäèòåëü îñïû ÷åëîâåêà. Óñòîé÷èâîñòü âèðóñà îñïû âî âíåøíåé ñðåäå. Ðåçåðâóàð è èñòî÷íèê èíôåêöèè. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ. Ëåòàëüíîñòü ïðè ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ îñïû. Èñïîëüçîâàíèå øòàììîâ âèðóñà âàêöèíû: Ýëñòðè, Ë-ÈÏÂ.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,4 M], äîáàâëåí 25.05.2017

  • Ñòðóêòóðà è ðåïëèêàöèÿ âèðóñà ãåðïåñà, ïîðàæåíèå ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, íåðâíîé ñèñòåìû, âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ãåíåðàëèçîâàííàÿ ãåðïåòè÷åñêàÿ èíôåêöèÿ. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ñèìïòîìû è ëå÷åíèå âåòðÿíîé îñïû è èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà.

    ïðåçåíòàöèÿ [6,9 M], äîáàâëåí 25.12.2016

  • Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ êîðè, êðàñíóõè, âåòðÿíîé îñïû è ñêàðëàòèíû. Èñòî÷íèêè èíôåêöèè è ïóòè ïåðåäà÷è êðàñíóõè. Âîçáóäèòåëè ñêàðëàòèíû, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä. Ýïèäåìè÷åñêèé ïàðîòèò (ñâèíêà), ìóòàöèè âèðóñà, ïåðåäàþùåãîñÿ ïîëîâûì ïóò¸ì. Ïðîôèëàêòèêà áîëåçíåé.

    ïðåçåíòàöèÿ [292,2 K], äîáàâëåí 22.06.2013

  • Äåÿòåëüíîñòü Íèëà Ôåäîðîâè÷à Ôèëàòîâà — îäíîãî èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ïåäèàòðèè. Îïðåäåëåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ âåòðÿíîé îñïû. Îïèñàíèå ñêàðëàòèíîçíîé êðàñíóõè è èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà, ðàííèõ ïðèçíàêîâ êîðè è ïîðàæåíèÿ ñåðäöà ïðè ñêàðëàòèíå.

    ðåôåðàò [1,4 M], äîáàâëåí 05.04.2015

  • Îñïà êàê îäíà èç äðåâíåéøèõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÷åëîâåêà, ñóùíîñòü åå îïàñíîñòè. Èñòîðèÿ, õàðàêòåðèñòèêà è ëîêàëèçàöèÿ âèðóñà, ïîíÿòèå âàðèîëÿöèè. Îñïà è îñïîïðèâèâàíèå â Ðîññèè. Áèîëîãè÷åñêîå îðóæèå íà îñíîâå îñïû è çíà÷åíèå ìàññîâîé âàêöèíàöèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,7 M], äîáàâëåí 22.05.2012

  • Êðàòêàÿ áèîãðàôèÿ Ýäâàðäà Äæåííåðà. Îñïà è áåçóñïåøíûå ñïîñîáû áîðüáû ñ íåé. Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç, ñèìïòîìû òèïè÷íîãî òå÷åíèÿ è èíêóáàöèîííûé ïåðèîä âèðóñà îñïû. Îñîáåííîñòè ïóòè ê âàêöèíå Äæåííåðà – ïåðâîîòêðûâàòåëÿ ïåðâîé âàêöèíû ïðîòèâ îñïû.

    ðåôåðàò [1,3 M], äîáàâëåí 13.10.2014

Дипломная работа на тему ветряная оспа

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Ветряная оспа реферат кратко

Источник

Èçó÷åíèå ýòèîëîãèè, ýïèäåìèîëîãèè è ïàòîãåíåçà âåòðÿíîé îñïû. Îïèñàíèå êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, îñëîæíåíèé è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòåé òèïè÷íîé è àòèïè÷íîé åå ôîðì. Ðàññìîòðåíèå òå÷åíèÿ âåòðÿíîé îñïû ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÂÅÒÐßÍÀß ÎÑÏÀ

Âåòðÿíàÿ îñïà (Â01) — îñòðàÿ âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ óìåðåííîé ëèõîðàäêîé, ïîÿâëåíèåì íà êîæå, ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ ìåëêèõ ïóçûðüêîâ ñ ïðîçðà÷íûì ñîäåðæèìûì.

Ïî ÌÊÁ-10 ðàçëè÷àþò:

Â01-0 — âåòðÿíàÿ îñïà ñ ìåíèíãèòîì;

Â01.1 — âåòðÿíàÿ îñïà ñ ýíöåôàëèòîì (ýíöåôàëèò ïîñëå âåòðÿíîé îñïû, ýíöåôàëîìèåëèò ïðè âåòðÿíîé îñïå);

Â01.2 — âåòðÿíàÿ îñïà ñ ïíåâìîíèåé;

Â01-8 — âåòðÿíàÿ îñïà ñ äðóãèìè îñëîæíåíèÿìè;

Â01-9 — âåòðÿíàÿ îñïà áåç îñëîæíåíèé.

Ýòèîëîãèÿ

Âîçáóäèòåëü áîëåçíè — âèðóñ ãåðïåñà òèïà 3, ñîäåðæàùèé ÄÍÊ; ïî ñâîéñòâàì áëèçîê ê ÂÏà è íåîòëè÷èì îò âîçáóäèòåëÿ îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà, âñëåäñòâèå ÷åãî îí îáîçíà÷åí êàê âèðóñ âåòðÿíîé îñïû — çîñòåð.

Îòâåò íà âîïðîñ, ïî÷åìó îäèí è òîò æå âèðóñ âûçûâàåò ñòîëü ðàçíûå ïî êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì çàáîëåâàíèÿ, êðîåòñÿ â îñîáåííîñòÿõ ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà ïðè ýòèõ çàáîëåâàíèÿõ.

Âåòðÿíàÿ îñïà — ýòî ïîÿâëåíèå ïåðâè÷íîé èíôåêöèè â âîñïðèèì÷èâîì ê âèðóñó îðãàíèçìå, à îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåàêòèâàöèþ ïàòîãåííîé èíôåêöèè â èììóííîì îðãàíèçìå.

Âèðóñ ìàëîóñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå è íåïàòîãåíåí äëÿ æèâîòíûõ. Õîðîøî êóëüòèâèðóåòñÿ â ïåðåâèâàåìûõ êóëüòóðàõ êëåòîê ÷åëîâåêà è îáåçüÿí. Ïîðàæàåò ÿäðà êëåòîê, ïðè ýòîì ôîðìèðóåòñÿ ýîçèíîôèëüíûå âíóòðèÿäåðíûå âêëþ÷åíèÿ. Ìîæåò âûçûâàòü îáðàçîâàíèå ãèãàíòñêèõ ìíîãîÿäåðíûõ êëåòîê.

Ýïèäåìèîëîãèÿ

Âåòðÿíàÿ îñïà — òèïè÷íàÿ èíôåêöèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. Ïðàêòè÷åñêè âñå íàñåëåíèå Çåìëè ïåðåáîëåâàåò åþ â âîçðàñòå äî 10-14 ëåò. Åäèíñòâåííûì èñòî÷íèêîì ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ÷åëîâåê. Áîëüíîé çàðàçåí çà ñóòêè äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ âûñûïàíèé è â òå÷åíèå 3-4 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ ïóçûðüêîâ, îñîáåííî â ìîìåíò íà÷àëà âûñûïàíèé. Èñòî÷íèêîì çàðàæåíèÿ ìîãóò áûòü è áîëüíûå îïîÿñûâàþùèì ãåðïåñîì. Âîçáóäèòåëü ïðèñóòñòâóåò â ñîäåðæèìîì ïóçûðüêîâ, íî íå îáíàðóæèâàåòñÿ â êîðî÷êàõ.

Èíôåêöèÿ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî- êàïåëüíûì, ðåæå êîíòàêòíûì ïóòåì, ïðè ýòîì âîçìîæíî çàðàæåíèå íà áîëüøîì ðàññòîÿíèè. Âèðóñ ëåãêî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñ òîêîì âîçäóõà ïî âåíòèëÿöèîííîé ñèñòåìå, ëåñòíè÷íûì êëåòêàì ñ ýòàæà íà ýòàæ. Äîêàçàíà òðàíñïëàöåíòàðíàÿ ïåðåäà÷à âèðóñà îò ìàòåðè ïëîäó.

Äåòè ïåðâûõ 2 — 3 ìåñÿöåâ æèçíè áîëåþò âåòðÿíîé îñïîé ðåäêî. Îäíàêî ïðè îòñóòñòâèè èììóíèòåòà ìîãóò çàáîëåòü è íîâîðîæäåííûå. Çàáîëåâàåìîñòü íàèáîëüøàÿ îñåíüþ è çèìîé, ëåòîì îíà ðåçêî ñíèæàåòñÿ.  áîëüøèõ ãîðîäàõ çàáîëåâàåìîñòü âåòðÿíîé îñïîé èìååò ýïèäåìè÷åñêèå ïîäúåìû, íî âñïûøêè îãðàíè÷èâàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî îðãàíèçîâàííûìè äåòñêèìè êîëëåêòèâàìè.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè îñòàåòñÿ ïðî÷íûé èììóíèòåò. Ïîâòîðíûå çàáîëåâàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, íå ÷àùå ÷åì â 3 % ñëó÷àåâ.

Ïàòîãåíåç

Âõîäíûå âîðîòà èíôåêöèè — ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Çäåñü íà÷èíàåòñÿ ïåðâè÷íîå ðàçìíîæåíèå âèðóñà. Ïî ëèìôàòè÷åñêèì ïóòÿì îí ïîïàäàåò â êðîâü. Òîêîì êðîâè âèðóñ çàíîñèòñÿ â ýïèòåëèàëüíûå êëåòêè êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê è ôèêñèðóåòñÿ òàì. Îáðàçóþòñÿ ïóçûðüêè, íàïîëíåííûå ñåðîçíûì ñîäåðæèìûì, â êîòîðîì íàõîäèòñÿ âèðóñ â âûñîêîé êîíöåíòðàöèè. Êðîìå òîãî, âèðóñ âåòðÿíîé îñïû îáëàäàåò òðîïèçìîì ê íåðâíîé òêàíè, ñïîñîáåí ïîðàæàòü ìåæïîçâîíêîâûå ãàíãëèè, êîðó ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîäêîðêîâóþ îáëàñòü è îñîáåííî êîðó ìîçæå÷êà.  î÷åíü ðåäêèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ïîðàæåíèå âèñöåðàëüíûõ îðãàíîâ, ïðåæäå âñåãî ïå÷åíè, ëåãêèõ, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика ветряной оспы и кори

Ïàòîìîðôîëîãèÿ

Îñíîâíûå ìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ îòìå÷àþòñÿ â êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ. Ôîðìèðîâàíèå âåòðÿíî÷íîãî ïóçûðüêà íà÷èíàåòñÿ ñ ïîðàæåíèÿ êëåòîê øèïîâèäíîãî ñëîÿ ýïèäåðìèñà. Ïîðàæåííûå êëåòêè ãèïåðïëàçèðóþòñÿ, â íèõ îáðàçóþòñÿ âíóòðèÿäåðíûå è âíóòðèöèòîïëàçìàòè÷åñêèå îêñèôèëüíûå âêëþ÷åíèÿ, çàòåì êëåòêè ïîäâåðãàþòñÿ áàëëîííîé äèñòðîôèè âïëîòü äî ïîëíîãî íåêðîçà.  î÷àãàõ íàèáîëüøåãî ïîðàæåíèÿ ïðîèñõîäèò íàêîïëåíèå ìåæòêàíåâîé æèäêîñòè, ÷òî âåäåò ê îáðàçîâàíèþ òèïè÷íûõ ïóçûðüêîâ. Äåðìà ïðè ýòîì îòå÷íà ñ óìåðåííîé ëèìôîìîíîöèòàðíîé èíôèëüòðàöèåé. Îáðàòíîå ðàçâèòèå ïóçûðüêîâ íà÷èíàåòñÿ ñ ðåçîðáöèè ýêññóäàòà, ïîêðûøêà ïóçûðüêîì çàïàäàåò, îáðàçóåòñÿ êîðè÷íåâàÿ êîðî÷êà. Ïðè ãåíåðàëèçîâàííûõ ôîðìàõ âåçèêóëåçíûå âûñûïàíèÿ â âèäå ýðîçèé è ÿçâî÷åê ìîãóò îáíàðóæèâàòüñÿ íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ æåëóäî÷íî — êèøå÷íîãî òðàêòà, òðàõåè, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ïî÷å÷íûõ ëîõàíîê, óðåòðû è äð. Âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ, ïðåèìóùåñòâåííî â ïå÷åíè, ïî÷êàõ, ëåãêèõ è ÖÍÑ, âûÿâëÿþòñÿ ìåëêèå î÷àãè íåêðîçà ñ êðîâîèçëèÿíèÿìè ïî ïåðèôåðèè. Ãåíåðàëèçîâàííûå ôîðìû âåòðÿíîé îñïû âñòðå÷àþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ðåäêî, ãëàâíûì îáðàçîì ó äåòåé ñ èçìåíåííûì èììóííûì ñòàòóñîì.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 11 — 21, â ñðåäíåì — 14 äíåé. Îáû÷íî çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî, ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 37,5 — 38,5 °C è ñ ïîÿâëåíèÿ âåòðÿíî÷íîé ñûïè. Ïåðâè÷íûé ýëåìåíò ñûïè — ìåëêîå ïÿòíî — ïàïóëà, êîòîðîå áûñòðî, ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ, ïðåâðàùàåòñÿ â âåçèêóëó äèàìåòðîì 0,2 — 0,5 ñì. Âåòðÿíî÷íûå âåçèêóëû èìåþò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó, ðàñïîëîæåíû ïîâåðõíîñòíî, íî íåèíôèëüòðèðîâàííîì îñíîâàíèè, îêðóæåíû âåí÷èêîì ãèïåðåìèè, èõ ñòåíêà íàïðÿæåíà, ñîäåðæèìîå ïðîçðà÷íî. Îòäåëüíûå âåçèêóëåçíûå ýëåìåíòû èìåþò ïóïêîâèäíîå âäàâëåíèå â öåíòðå. Ïóçûðüêè îáû÷íî îäíîêàìåðíûå è ïðè ïðîêîëå îïàäàþò.  êîíöå 1 -õ, ðåæå íà 2 -å ñóòêè îò íà÷àëà âûñûïàíèÿ ïóçûðüêè ïîäñûõàþò è ïðåâðàùàþòñÿ â êîðè÷íåâóþ êîðî÷êó, îòïàäàþùóþ íà 1 — 3-é íåäåëè çàáîëåâàíèÿ. Ïîñëå îòäåëåíèÿ êîðî÷åê åùå äîëãî (äî 2 — 3 ìåñÿöåâ) ìîæíî âèäåòü ïîñòåïåííî «âûöâåòàþùèå» ïèãìåíòíûå ïÿòíà, íî ðóáöû íå îáðàçóþòñÿ. Âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ëèöå, âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, íà òóëîâèùå è êîíå÷íîñòÿõ. Íà ëàäîíÿõ è ïîäîøâàõ ñûïè îáû÷íî íå áûâàåò.

Íåðåäêî âåçèêóëåçíûå âûñûïàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ è íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ ïîëîñòè ðòà, êîíúþíêòèâå, ðåæå- íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ ãîðòàíè, ïîëîâûõ îðãàíîâ. Ýëåìåíòû ñûïè íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ íåæíûå, áûñòðî âñêðûâàþòñÿ è ïðåâðàùàþòñÿ â ïîâåðõíîñòíûå ýðîçèè, ïðè ýòîì ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü. Çàæèâëåíèå íàñòóïàåò íà 3 — 5-é äåíü ïîÿâëåíèÿ âûñûïàíèé.

Ïðè âåòðÿíîé îñïå âûñûïàíèÿ âîçíèêàþò íå îäíîâðåìåííî, à êàê áû òîë÷êîîáðàçíî, ñ ïðîìåæóòêàìè â 1 — 2 äíÿ. Âñëåäñòâèå ýòîãî íà êîæå ìîæíî âèäåòü ýëåìåíòû íà ðàçíûõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ — ìàêóëî-ïàïóëû, ïóçûðüêè, êîðî÷êè. Ýòî òàê íàçûâàåìûé «ëîæíûé ïîëèìîðôèçì» ñûïè, õàðàêòåðíûé äëÿ âåòðÿíîé îñïû. Êàæäîå íîâîå âûñûïàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ íîâûì ïîäúåìîì òåìïåðàòóðû òåëà, ïîýòîìó òåìïåðàòóðíàÿ êðèâàÿ ïðè âåòðÿíîé îñïå èìååò íåïðàâèëüíûé âèä. Íà âûñîòå çàáîëåâàíèÿ, ÷òî îáû÷íî ñîâïàäàåò ñ ìàêñèìàëüíî âûðàæåííûì âûñûïàíèåì. Äåòè ìîãóò æàëîâàòüñÿ íà îáùåå íåäîìîãàíèå, íàðóøåíèå àïïåòèòà è ðèòìà ñíà. Äåòè ðàííåãî âîçðàñòà ñòàíîâÿòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûìè, êàïðèçíûìè, èõ áåñïîêîèò çóä êîæè. Ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè áîëåå âûðàæåíû ïðè îáèëüíîé ñûïè è ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

Ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü ïðè âåòðÿíîé îñïå ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíåíà. Èíîãäà íàáëþäàåòñÿ íåáîëüøàÿ ëåéêîïåíèÿ è îòíîñèòåëüíûé ëèìôîöèòîç.

Êëàññèôèêàöèÿ

Ðàçëè÷àþò òèïè÷íóþ è àòèïè÷íóþ âåòðÿíóþ îñïó. Ê òèïè÷íîé îòíîñÿòñÿ òàêè ñëó÷àè, ïðè êîòîðûõ èìåþòñÿ õàðàêòåðíûå ïóçûðüêîâûå âûñûïàíèÿ, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íûì ñîäåðæèìûì. Òèïè÷íàÿ âåòðÿíàÿ îñïà ïî òÿæåñòè äåëèòñÿ íà ëåãêóþ, ñðåäíåòÿæåëóþ è òÿæåëóþ.

Ëåãêàÿ ôîðìà ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 37,5 — 38,5 °C. Ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóþò. Âûñûïàíèÿ íå îáèëüíû.

Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå òåìïåðàòóðà òåëà- äî 39 °C, ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû óìåðåííî, âûñûïàíèÿ îáèëüíûå, â ÷àñòíîñòè è íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ.

Ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ òåìïåðàòóðà âûñîêàÿ (äî 39,5 — 40 °C), âûñûïàíèÿ î÷åíü îáèëüíûå, êðóïíûå, çàñòûâøèå íà îäíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ. Íà âûñîòå çàáîëåâàíèÿ âîçìîæåí íåéðîòîêñèêîç ñ ñóäîðîæíûì ñèíäðîìîì è ìåíèíãîýíöåôàëèòè÷åñêèìè ðåêöèÿìè.

Ê àòèïè÷íîé âåòðÿíîé îñïå îòíîñÿòñÿ ðóäèìåíòàðíàÿ, ãåìîððàãè÷åñêàÿ, ãàíãðåíîçíàÿ, ãåíåðàëèçîâàííàÿ (âèñöåðàëüíàÿ).

Ðóäèìåíòàðíàÿ îáû÷íî âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé ñ îñòàòî÷íûì ñïåöèôè÷åñêèì èììóíèòåòîì èëè ó ïîëó÷èâøèõ â ïåðèîä èíêóáàöèè èììóíîãëîáóëèí, ïëàçìó. Ïîÿâëÿþòñÿ ðîçåîëåçíî — ïàïóëåçíûå âûñûïàíèÿ ñ åäèíè÷íûìè åäâà çàìåòíûìè ïóçûðüêàìè. Òåìïåðàòóðà òåëà íîðìàëüíàÿ. Îáùåå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà íå íàðóøåíî.

Ãåíåðàëèçîâàííàÿ (âèñöåðàëüíàÿ) ôîðìà âñòðå÷àåòñÿ ó íîâîðîæäåííûõ. Èíîãäà íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà, îñëàáëåííûõ òÿæåëûìè çàáîëåâàíèÿìè è ïîëó÷àþùèõ èììóíîäåïðåññèâíûå ñðåäñòâà. Áîëåçíü ïðîÿâëÿåòñÿ ãèïåðòåðìèåé, òÿæåëîé èíòîêñèêàöèåé è ïîðàæåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ: ïå÷åíè, ëåãêèõ, ïî÷åê è äð. Òå÷åíèå áîëåçíè î÷åíü òÿæåëîå, ñ âåñüìà ÷àñòûì ëåòàëüíûì èñõîäîì. Íà âñêðûòèè îáíàðóæèâàþò ìåëêèå î÷àãè íåêðîçà â ïå÷åíè, ëåãêèõ, ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå, íäïî÷å÷íèêàõ, òèìóñå, ñåëåçåíêå, êîñòíîì ìîçãå.

Ãåìîððàãè÷åñêàÿ ôîðìà íàáëþäàåòñÿ ó îñëàáëåííûõ, èñòîùåííûõ äåòåé, ñòðàäàþùèõ ãåìîáëàñòîçàìè èëè ãåìîððàãè÷åñêèìè äèàòåçàìè, äëèòåëüíî ïîëó÷àâøèõ êîðòèêîñòåðîèäíûå ãîðìîíû èëè öèòîñòàòèêè. Ó òàêèõ áîëüíûõ íà 2 — 3-é äåíü âûñûïàíèé ñîäåðæèìîå ïóçûðüêîâ ñòàíîâèòñÿ ãåìîððàãè÷åñêèì. Âîçìîæíû êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ è êðîâàâàÿ ðâîòà. Ïðîãíîç ÷àñòî íåáëàãîïðèÿòíûé.

Ïðè ãàíãðåíî